Как происходило оформление и развитие Христианской церкви

Информация » Особенности средневековой духовной культуры » Как происходило оформление и развитие Христианской церкви

Страница 1

Христианство было стержнем средневековой культуры. К наступлению периода Средневековья история христианства насчитывало уже пять столетий. К этому времени христианство успело значительно видоизмениться. К примеру, появилась несвойственно ранним христианским общинам церковная иерархия, были введены некоторые учения, среди которых догмат о Троице, о посмертном воздаянии и т.д. Важную роль в этих процессах сыграли церковные соборы – т.е. съезды высшего духовенства для решения вопросов вероучения, церковного управления и прочее.

Если во время существования Римской империи начинается деятельность так называемых Отцов Церкви – авторов апологических, полемических, комментаторских и исторических сочинений, внесших решающий вклад в создание церковной догматики и организации. В развитии патристики, т.е. учения Отцов Церкви (от латинского pater – «отец»), различают несколько этапов. Для 2-3 веков характерно фрагментарное философствование апологетов (от греческого apologeticos - защищающий) – ранних христианских авторов, защищавших церковные учения от критики нехристианских писателей. Наиболее видными апологетами были Тертуллиан (ок.160-220 г.) и Ориген (ок.185-253 гг.). В трудах более поздних авторов – Августина и деятелей Восточной церкви Василия Великого, Григория Нисского и других – церковные доктрины были систематизированы. Благодаря деятельности представителей поздней патристики - Боэция, Иоанна Дамаскина и другие – теоретико-догматические вопросы приобретают формы непреложного канона.

Центральной проблемой патристики стало отношение к культурной языческой традиции. Первоначально вопрос ставился жестко: «либо - либо». Однако постепенно позиция смягчилась. Древнегреческая культура начала истолковываться как культура «богоискательства», в ней допускалось существование элементов, которые могут и должны войти в состав христианской культуры. Одним из таких элементов стал платоновский идеализм, позже были восприняты и философские концепции Аристотеля.

С самого начала патристика опиралась на принципы и понятия греческой философии. Однако патристика отказалась от свободного философского поиска, присущего античной философии, признавая единую истину божественного откровения.

Отцы Церкви традиционно разделяются на западных (Италия, романизированная Европа, Северная Африка) и восточных (Греция, Ближний Восток, Египет). Западные Отцы Церкви писали на латинском языке. Отцы Церкви, впитавшие дух римской юридической культуры, мыслили в юридических терминах и проявляли особый интерес к проблеме предопределения, согласования человеческой воли с божественной. Внимание восточной патристики было привлечено к вопросам проявления божественного бытия в бытии человеческом.

Параллельно с этим происходило организационное оформление христианской церкви. Как целостное образование она возникает из отдельных общин первых христиан. Для ранних христиан было характерно стремление к равенству всех перед Богом, что выражалось в постоянной материальной взаимопомощи, совместных трапезах и т.п. Первые христианские общины не имели клира (от греческого kleros – «избранные по жребию»), т.е. постоянных, профессиональных служителей культа. Однако постепенно ситуация меняется. Среди христиан появляется расслоение, в христианских общинах выделяются руководители. Усиливается централизация церкви. Возникают объединения епископов (надзирателей) отдельных городов. Главой такого объединения – митрополии (от греческого metropolia – «главный город») – становится митрополит. Затем путем объединения нескольких митрополий были образованы более крупные структурные единицы – патриархии во главе с патриархом. Звание патриарха первоначально принадлежало всем епископам и лишь, затем стало титулом только главенствующих среди них. Так появились пять патриархов: римский, константинопольский, Александрийский, антиохийский и иерусалимский. Все патриархи считались обладающими равной властью, однако в действительности верховной властью обладал епископ Рима. Постепенно римский патриарх превращается в римского папу, принимая «эстафету» от римских императоров, являвшихся одновременно правителями и верховными жрецами. Первым средневековым папой считается Григорий 1 (540-604), нередко называемый Великим.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Основные черты русского барокко
Для детального ознакомления с русским барокко имеет смысл разделить его на три основных направления: 1. "Церковное" барокко. 2. "Дворцовое" барокко - наиболее яркое и типичное. 3. "Стихийное", "народн ...

Понятие, виды и международно-правовой статус культурного наследия
Круг предметов, относящихся к культурным ценностям, широк и разнообразен. Они различаются по природе происхождения, по форме воплощения, по значению, представляемому для общественного развития, и многим другим критериям. Естественно, все ...

Виа Долороза
Если православная церковь делает основной акцент на Воскресении Иисуса, то католическая на первый план выдвигает Его страдания, как наиболее важный элемент иерусалимской части Евангелий. Крестоносцев не могли удовлетворить сдержанные расс ...