Особенности средневекового миропонимания
Сознание средневекового человека, его система представлений и ценностей во многом отличаются от современных. Более того, некоторые средневековые представления и даже сам образ мышления могут показаться сегодня абсурдными.
Главной доминантой во времена Средневековья было христианство. В христианских терминах человек воспринимал мир. Средневековое сознание видело в мире, прежде всего иерархически организованную целостность, внутренне расчлененное единство, причем высшей бытийной и смысловой точкой оказывается Бог. Это находит свое отражение буквально в каждой области культуры. Так, наиболее распространенный и популярный в ту эпоху жанр литературного произведения – жития святых, самый типичный образчик архитектуры – собор, в живописи преобладает икона, в скульптуре – персонажи Священного Писания.
В то же время средневековое видение мира символично и магично. Все вещи считаются видимыми символами невидимых сущностей. А разгадать сущности вещи – значит, получить над ней власть. Средневековый человек верил, что у каждой земной вещи есть небесный прототип. Возможно, именно поэтому средневековые мастера, писатели, художники, «пренебрегая зримыми очертаниями окружающего их земного мира, пристально всматриваются в потусторонний мир».
Во всей средневековой культуре обнаруживается приоритет целого перед частным. Примером этому может служить буквально все – от церковной структуры до чрезвычайно распространенных корпоративных объединений разного рода (монашеских и рыцарских орденов, гильдий и ремесленных цехов).
Однако, несмотря на примат общего над индивидуальным, именно в эпоху Средневековья, очевидно, происходит формирование личности. В процессе постепенного разрушения «родовой личности» возникает новая средневековая личность, но не индивидуальная, а сословная. Средневековый человек ищет способы существования в той или иной человеческой группе. Благодаря акту крещения человек становился христианином и входил в Церковь. После этого жизненные ориентации человека должны были определяться той общностью, к которой он принадлежит. Это – в определенном смысле – отказ от индивидуальности, но не от личного бытия. Однако такое личностное бытие сводилось к набору социальных ролей. В этом смысле средневековый человек не осознавал себя в качестве самодостаточного «Я», и все его черты легко определялись через его общественное положение, через параметры той социальной ячейки, которую он занимал. Индивидуальные качества оказывались здесь не столь важными. И, тем не менее, это была уже личность, пусть все еще ограниченная конкретно историческими условиями.
Другие статьи:
Апхелио
В IX веке Шетландские острова подверглись нападению викингов. Этому событию и посвящен знаменитый традиционно шотландский праздник Up Helly aa в главном городе Шетландских островов Лервикке (Lerwick). Жители делают 30-футовую модель кораб ...
Образ человека в культуре Древнего Рима
В VI в. до н.э., когда Греция стала ведущей силой в восточном и западном Средиземноморье, выдвинулась активная новая сила на Апеннинском полуострове - молодое римское государство, сформировавшееся в процессе борьбы. Существует мнение о то ...
Общественная мысль при Петре I
Общественная мысль – это всегда отклик на события общественной жизни. Абсолютная монархия, окончательно сформировавшаяся в правление Петра I, стремилась регламентировать общественную и даже личную жизнь своих подданных, вплоть до покроя и ...
Разделы