Особенности духовной культуры средневековой Руси

Информация » Особенности формирования русской культуры » Особенности духовной культуры средневековой Руси

Страница 2

Для русского восприятия христианства существенно трезвое чувство "нераздельности", но и неслиянности мира Божьего и человеческого. Образ света ~ излюбленный в русском религиозном сознании. Поэтому праздник Пасхи, как праздник торжества света пар тьмой, - один из любимых и главных праздников на Руси (для католиков таким является Рождество Христово).

Русское религиозное сознание также отличает первостепенная значимость морального и социального начал. Обличение житейской неправды - главное содержание церковной литературы XII-XIV вв., не оно соединено с верой в преображение жизни силой Божией.

Огромный интерес представляют возникшие в конце XV в церковно-богословские разногласия между сторонниками последователя Сергия Радонежского заволжского старца Нилг Сорского - нестяжателями и приверженцами Иосифа Волоцкого - иосияфлянами. Как будто бы спор велся о церковных имуществах: Иосиф Волоцкий горячо защищал церковные имущества во имя социальных задач церкви и это было связано с принципиальным сближением церковного и государственного бытия (что наметилось уже в XV в).

Нестяжатели задачу церкви в отношении к государству мыслили как молитвенную заботу. Позже эти направления оказались основой двух типов религиозно-философской мысли.

Одна из главных характеристик культурно-исторического процесса в XVII в. - начало разрушения традиционного средневекового мировоззрения, начало секуляризации культуры, освобождение ее из-под духовного диктата церкви.

Эти тенденции особенно сильно проявились в литературе, в живописи, а также в произведениях исторической и общественно-политической мысли. С ростом международных политических и экономических связей России расширялись ее культурные контакты с Западной Европой. С западноевропейской культурой русские люди знакомились, побывав за границей. К тому же усилился приток иностранцев в Россию: это были купцы, военные специалисты, поступившие на русскую службу. Слободы торговых и служилых иностранцев существовали в Москве (более 1000 человек в середине XVIII в), Вологде, Нижнем Новгороде, Архангельске, Астрахани, Холмогорах, Туле. Проникновение западных веяний особенно усилилось во время царствования Алексея Михайловича (1629-1676), после воссоединения Украины и России в 1654 г.

Ученые украинские монахи вошли в ближайшее окружение царя, оттеснив ревнителей старины, среди которых был и такой яркий человек, как глава старообрядчества протопоп Аввакум (1620 (или 1621) - 1682).

Сущность раскола русской православной церкви неверно сводить к разногласиям по поводу церковных обрядов и исправления церковных книг, - это лишь внешние символы. Старообрядчество по своим устремлениям было историософично. Исследователь истории русской православной церкви А.В.

Карташов, давший глубокую характеристику раскола, отмечал, что в старообрядчестве разрядилось то напряжение русского духа, которое сделалось осью его самосознания и сводилось к идее третьего Рима, т.е. к мировой миссии охранения чистоты истины православия.

Эсхатологические мотивы имели большое значение в средневековом сознании, поэтому для старообрядчества решался не местный, не провинциальный вопрос, а вопрос всей мировой истории: судьбу мира, конец истории они связывали с судьбами России. Старообрядцы боялись заражения церкви мирским духом.

"Русский народ, - замечал А.В. Карташов, - увидел в христианстве откровение о пришествии Спасителя на землю и о создании силою церковного благочестия вместо этого грешного, нечистого мира, другого, сплошь святого".

Подведем итог всему вышеизложенному и отметим специфические черты русской культуры.

1. Русская культура - понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии как в географическом пространстве, так и в историческом времени. У замечательного представителя европейского Возрождения Максима Грека, переехавшего в нашу страну на рубеже XVI века, есть поразительный по глубине и верности образ России. Он пишет о ней, как о женщине в черном платье, задумчиво сидящей "при дороге". Русская культура тоже "при дороге", она формируется и развивается в постоянных поисках. Об этом свидетельствует история.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Общая характеристика образования в России до XVIII века
Период зарождения собственно русской школы датируется примерно X веком, хотя академик Б. Д. Греков полагал, что обычная грамотность, а, следовательно, и обучение ей были на Руси раньше княжения Владимира Святославовича и появления школ «у ...

Автомобили Италии
Италия – одна из основных участников гонок "Формула - 1". Ещё древние римляне соревновались на колесницах в скорости. Грация и мощь лошадей, запрягаемых в колесницы, передалась современным итальянским автомобилям, а их количест ...

Тематическая направленность как инструмент репертуарной политики
Тематическая направленность является гибким инструментом репертуарной политики каждого фестиваля. Она может сохраняться как стратегическая ориентация его деятельности. Так, небольшое число известных детских фестивалей сохраняет свою жанро ...