Музей под открытым небом
Париж зародился на двух небольших островах на Сене, совершенно обособленных от остального города. На них находятся некоторые из самых значительных памятников столицы. Именно в Сите уходит корнями галльская Лютеция – поселение, основанное группой рыбаков из племени паризиев около 200 г. до н. э. Остров кажется замороженным в «великом веке» – эпохе элегантных зданий и тихих улиц, оазисе мира и строгой аристократичности. Новый мост (Пон-Нёф), старейший мост в Париже, заложенный Генрихом III в конце XVI в. и открытый в 1606 г. Генрихом IV, чья конная статуя XIX в. отделяет заостренную оконечность острова от площади Дофин (пляс Дофин), открывает дорогу к живой политической и религиозной истории Парижа.
На Дворце правосудия находятся старейшие городские часы, отбивающие время на протяжении уже шести веков. Создал их немецкий часовой мастер Генрих Вик в 1370 г. В этом здании располагался Парижский парламент, когда Карл V перевел королевскую резиденцию в Лувр, а Дворцом правосудия оно стало во время Французской революции. Лишенные всяких украшений стены Консьержери и примыкающая к ней зловещая тюрьма до сих пор будят воспоминания о трагических моментах французской истории, когда приговоренные к смерти в эпоху якобинского террора покидали это место, одетые в белые рубашки, чтобы быть казненными на гильотине на площади Согласия (Пляс де ля Конкорд).
Великолепная Сент-Шапель, окруженная стенами Дворца правосудия, – настоящий шедевр готического искусства. Эта часовня была выстроена в начале XIII в. по приказанию канонизированного французского короля Людовика IX, чтобы разместить в ней бесценные реликвии: Терновый венец и Святой Крест из Святой земли. Огромные витражи часовни, между которыми почти нет каменной кладки, – это самое настоящее пиршество ярко-красного и синего цветов. На них изображены сцены из Книги Бытия, Ветхого и Нового Заветов.
Самый ценный памятник острова Сите – это величественный собор Парижской Богоматери, возвышающийся над площадью Паперти собора Парижской Богоматери (пляс дю Парви-Нотр-Дам), расчищенной Османном в эпоху Наполеона III, чтобы открыть для всеобщего обозрения знаменитый фасад собора и окончательно скрыть следы древней галльской Лютеции. «Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника – это не только страница истории Франции, но и истории науки и искусства, – писал Виктор Гюго. – Эта главная церковь, церковь-прародительница, является среди главных церквей Парижа чем-то вроде химеры: у нее голова одной церкви, конечности другой, торс третьей и что-то общее со всеми… Каждая волна времени оставляет на памятнике свой намыв, каждое поколение – свой слой, и каждая личность добавляет свой камень… Великие здания, как и высокие горы, – создания веков».
В 1163 г., в эпоху правления Людовика VII, епископ Мориц Сюллийский пригласил папу Александра III заложить первый камень в основание собора. Новая базилика была выстроена на останках более ранней церкви Святого Стефана. Сооружение собора Парижской Богоматери заняло около 200 лет и было закончено в середине XIV в.
Почти каждое событие французской истории накладывало на собор свой отпечаток, в том числе и Французская революция «посвятившая» собор культу божества Разума, заодно захламив его и разворовав его сокровища. Прогулка вокруг собора позволяет увидеть взаимодействие составляющих его архитектурных элементов: ползучих арок, остроконечных шпилей, окон, дверей, розеток – и населяющих его чудищ и демонов, появляющихся в дверных проемах или выскакивающих из-за пилястров, украшенных гирляндами аканфа.
С башен собора открывается панорама Парижа и острова Святого Людовика, связанного с Сите мостом Святого Людовика (пон Сен-Луи). На этом острове, представляющем собой полоску земли, вытянутую вниз по течению Сены, бывает мало туристов, здесь царят тишина и покой и находятся дома многих известных жителей столицы. Также на этом острове располагается ряд аристократических особняков XVII в., в этом числе особняк Лозен, где жил поэт Шарль Бодлер и другие представители артистических и литературных кругов той эпохи.
Пти-Пон – это самый короткий мост в Париже, и в свое время за проезд по нему с каждого взималась пошлина. За противоположным от Сите концом этого моста лежит легендарный левый берег: предместье Сен-Жермен, которое было районом церквей и монастырей до того, как превратиться в район баров и бистро, и Латинский квартал.
Над крышами и мансардами солидных особняков этой части Парижа возвышаются купола исторических зданий. Некоторые из них весьма высоки, как купол Института Франции. Это самый красивый купол во Франции. В здании под ним каждый октябрь собираются на свои сессии пять национальных академий республики. Другие величественны, как купол церкви Валь де Грас, построенной в XVI в. во исполнение обета после рождения наследника французского престола, будущего Людовика XIV. Третьи внушительны, как купол Пантеона, памятника героям нации. С 1791 г. многие знаменитые исторические личности, ученые, литераторы: Мирабо, Вольтер, Руссо, Марат, Виктор Гюго, Эмиль Золя – нашли свое последнее пристанище под сводами этого здания. Мария Кюри, скончавшаяся в 1934 г., – единственная женщина в этой компании знаменитостей. Из-под купола Пантеона свисает (возможно, настолько же враменно, как и ранее в других местах) знаменитый маятник Фуко, с помощью которого в 1851 г. знаменитый французский физик демонстрировал факт вращения Земли.
Другие статьи:
Музей истории города Отрадное
Музей истории г. Отрадного отражает историю города нефтяников, которому 45 лет. В музее собраны фотоснимки буровых мастеров, нефтяников, строителей.
Посетителей интересует народное творчество, детское творчество, детские выставки, уникал ...
Сущность гуманизма эпохи Возрождения
Для того, чтобы лучше понять, что такое гуманизм Ренессанса, отступим на несколько шагов назад, оглянемся еще раз на средневековье. Мы видели, что центральной в этот период была идея Бога — Бога-создателя, Бога-судьи, Бога-носителя справе ...
Какие же это были зеркала
Чаще всего их изготовляли из бронзы и серебра - они хорошо отражали и не заволакивались окисными пленками. А в богатых домах употребляли даже драгоценные зеркала из золота и платины.
Древние греки чаще всего делали круглые зеркала с ручк ...
Разделы