Роль и значение журнала в культурной жизни России

Информация » Объединение "Мир искусства" » Роль и значение журнала в культурной жизни России

Страница 2

А.Н. Бенуа писал, что все, сделанное мирискусниками, «вовсе не значило», что они «порывали со всем прошлым». Напротив, утверждал Бенуа, самое ядро «Мира искусства» «стояло за возобновление многих, как технических, так и идейных традиций русского и международного искусства». И далее: « .мы считали себя в значительной степени представителями тех же исканий и тех же творческих методов, которые ценили и в портретистах XVIII века, и в Кипренском, и в Венецианове, и в Федотове, а также и в выдающихся мастерах непосредственно предшествующего нам поколения – в Крамском, Репине, Сурикове».

В.Е. Маковский, известный передвижник, в беседе с журналистом заявил: «Мы свое дело сделали Нам ставят постоянно в пример «Союз русских художников» и «Мир искусства», где якобы сосредоточились теперь все лучшее силы русской живописи. Но кто они, эти лучшие силы, как не наши же дети? Почему они ушли от нас? Да потому, что им стало тесно, и они решили основать свое новое общество».

В творчестве мирискусников эта преемственность лучших традиций передвижничества проявилась во время революции 1905 года. Большинство художников «Мира искусства» включились в борьбу против царизма, приняв активное участие в выпуске изданий политической сатиры.

К.С. Петров-Водкин писал в 1923 году в воспоминаниях о «Мире искусства»: «В чем обаяние Дягилева, Бенуа, Сомова, Бакста, Добужинского? На рубежах исторических переломов возникают такие созвездия человеческих групп. Они знают многое и несут с собой эти ценности прошлого. Они умеют извлекать из пыли истории вещи и, оживляя их, придают им современное звучание . «Мир искусства» сыграл свою историческую роль блестяще». И в другом месте тех же воспоминаний: «Когда вспомнишь, как двадцать лет тому назад, среди миазмов декадентства, среди исторической безвкусицы, черноты и слякоти живописи, оснастил свой корабль Сергей Дягилев с товарищами, как окрылились тогда вместе с ними и мы, юноши, задыхающиеся в окружающем нас мракобесии, – вспомнишь все это, скажешь: да, молодцы, ребята, вы на ваших плечах донесли нас до современности».

Н. К. Рерих заявлял, что именно «Мир искусства» «поднял знамя для новых завоеваний искусства».

Вспоминая на склоне жизни далекие 1900-е годы, А. П. Остроумова-Лебедева писала: «Мирискусники выбирали и приглашали в свое общество молодых художников, когда замечали в них, кроме таланта, искреннее и серьезное отношение к искусству и к своей работе < .> Мирискусники настойчиво выдвигали принцип «ремесла в искусстве», то есть они хотели, чтобы художники делали картины с полным, детальным знанием материалов, которыми работали, и доводили технику до совершенства Кроме того, они все толковали о необходимости повышения культуры и вкуса среди художников и никогда не отрицали в картинах тематики и, следовательно, не лишали изобразительное искусство ему присущих свойств агитации и пропаганды». Вывод Остроумовой-Лебедевой был весьма определенным: «Просто нельзя уничтожить значение общества «Мир искусства» и отрицать это, например, как делают у нас искусствоведы из-за принципа «искусство для искусства».

К.Ф. Юон отмечал: ««Мир искусства» указал нетронутую целину многообразных средств художественного выражения. Он поощрял все почвенное и национальное .». В 1922 году А. М. Горький определил это сосредоточение замечательных талантов как «целое течение, возродившее русское искусство».

В современной России традиции «Мира искусства» достойно поддерживают журналы «Новый мир искусства», «Золотой век», «Наше наследие».

Художественный журнал «Новый мир искусства» существует с января 1998 года. Он замышлялся его издателем Ю.Калиновским как художественный журнал. Концепция журнала – поиск новой тональности, способа выражения впечатления от изобразительного искусства литературным языком. Среди сотрудников много поэтов, литераторов, филологов. Журнал проводит линию обособленного, «чистого» восприятия предмета искусства, отделяя его от личности автора, репрезентируя самодостаточность художественного объекта.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи: