Усадебные сады

Информация » Пейзажные парки Москвы XVIII века. Царицыно » Усадебные сады

В городских усадьбах:

дом отделялся от улицы парадным двором-курдонером;

за домом находился сад;

сад выходил на реку или завершался прудом.

К числу лучших московских усадеб принадлежали дом Пашкова (арх. В. Баженов) и Голицынская больница (арх. М. Казаков).

К концу XVIII в. окончательно сформировался тип русской усадьбы. Центром ее был усадебный дом с хозяйственными постройками, огородами и хозяйственными садами. Усадебный сад начинался регулярным "французским" партером, примыкающим к дому и переходившим в английский пейзажный парк. Размеры и композиция парка усадьбы бесконечно варьировались. В простейших из них регулярная часть обозначалась кидибой, а пейзажная ограничивалась расчисткой поляны перед домом, открывавшей вид на него.

Место для центра усадьбы выбиралось обычно на возвышении, у бровки холма, на краю речной террасы или пруда. Это - желание украсить и одухотворить природу искусством, выразить через архитектуру гармоническую связь человека с природой.

А.П. Вергунов констатирует, что "парк уже не демонстрирует безграничные возможности по переделке природы, а лишь по-своему упорядочивает ее, раскрывает уже заложенную в ней красоту. Отсюда стремление расположить усадьбу в особенно живописной местности, поставить дворец рядом или на одной композиционной оси с каким-либо выдающимся по своим данным пейзажем", с учетом топографических особенностей, например, начиная с понижений, тальвегов для устройства каскада прудов.

Наиболее характерными чертами парковых композиций этого периода были их многозначность, использование пейзажных, скульптурных, архитектурных символов, их романтическая направленность.

Романтические пейзажи специфическими средствами садово-паркового искусства "рассказывали" посетителю о богах и героях древности, "изображали" природу далеких экзотических стран, намекали на значительные исторические события, стремясь поразить его драматичностью происходящего. В моду входило называть различный уголок парка "любимцем хозяина усадьбы".

Например, в пензенском имении князя А.Б. Куракина "Надеждино", основанном в конце XVIII в. на берегу р. Сердобы, аллеи названы Катина, Аленина, Софьина. Воспоминания о приятных эпизодах "из недавнего прошлого" пробуждали сентиментальное настроение: дорожки Веселой мысли, Милой тени и т.д.

Одно из интереснейших явлений в русском ландшафтном искусстве связано с постройками псевдоготического пли романтического стиля. Примером тому является Царицыно.

Другие статьи:

П.И. Чайковский из семейных воспоминаний
Одной из оригинальнейших и характернейших черт Петра Ильича Чайковского было иронически недоверчивое отношение к благородству своего происхождения. Он не упускал случая поглумиться над гербом и дворянской короной своей фамилии, считая их ...

Фестиваль как социальный проект
Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» -брошенный вперед; это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теорети ...

Словарь понятий и персоналий
Богословие – учение, сменившее в VI в. Античную философию. Ваганты (от латинского vagantes – бродячие), в средневековой Западной Европе бродячие нищие студенты, низшие клирики, школяры – исполнители пародийных, любовных, застольных песен ...