Творческая деятельность Баженова и одно из его основных произведений

Информация » Пейзажные парки Москвы XVIII века. Царицыно » Творческая деятельность Баженова и одно из его основных произведений

Страница 2

Фрагмент панорамы Царицыно (рис. В.И. Баженова)

Царицыно. Виноградные ворота

Весной 1775 г. усадьбу приобретает у потомков Кантемира Екатерина II, при этом составляется дошедший до нас план, отражающий ее состояние на тот момент. Регулярный сад с цветочными партерами примыкал к южному фасаду деревянного дома, от него через сад и далее через лес вела широкая аллея к мысу на берегу пруда. Кроме главного увеселительного сада, имелось несколько других, видимо яблоневых и вишневых, свободно расположенных среди рощ и полян. К западу от дома на высоком берегу пруда среди лип спрятались "полуциркульные" садовые террасы, устроенные при Голицыне.

Екатерина II столь высоко оценила местность - "сущий рай", что провела здесь все лето и наименовала ее Царицыно.

Решить задачу создания новой подмосковной резиденции императрицы было предложено В.И. Баженову. Уже через год он представил проект ансамбля в модном "мавритано-готическом" вкусе. Все здания располагались на холме, вблизи Большого пруда, в виде свободной, живописно разбросанной группы, без какой-либо центральной оси симметрии и обычного курдонера.

Кажущаяся хаотичность в расположении зданий на самом деле была тщательно продумана. На составленной Баженовым панораме ансамбля видно, что он представлял себе его многоплановым, здания стоят на разных расстояниях от берега, на вершинах холмов и в глубине паркового зеленого массива. Они органично связаны с рельефом и водным пространством, рассчитаны на виды со стороны пруда. Дворец, поставленный на месте кантемиров-ского дома, состоял из двух соединенных друг с другом корпусов, предназначенных для самой владелицы поместья и ее сына Павла с семьей. Перед ними почти по центру находился Большой кавалерский корпус. Остальные здания тяготели к краям холма. Вдоль берега пруда на разных расстояниях от него и на разных: высотных отметках расположились Кавалерский дворец с круглой залой и крестообразный домик, игравший роль въездных ворот, арочный Фигурный мост, Камерюнфарский павильон, Малый дворец Екатерины II, Оперный дом и, наконец, Фигурные ворота, ограничившие Центральную группу сооружений с юга.

Для Баженова панорама - главное средство поиска проектного решения, он разрабатывает ее чрезвычайно подробно и тщательно, стремясь к полному взаимодействию архитектуры с природными данными местности, выявляет все особенности рельефа, возможности размещения высокой растительности, условия зрительного восприятия с плотин, мостов. Через готический декор зданий просматривались традиции московского барокко. Постройки выполнялись в красном кирпиче с отделкой белым камнем, украшались стрельчатыми окнами, двурогими зубцами, ажурными карнизами, причудливыми парапетами, арками, башенками-пинаклями. Здания относительно невелики (исключая Большой кавалерский дворец и Хлебный дом), архитектурный масштаб их сознательно уменьшен, отчего они казались чуть-чуть игрушечными. Панораму завершала Башня с часами, поставленная в глубине участка на самом высоком месте. В целом все это производило впечатление нарядного и загадочного городка, как бы выросшего среди холмов и озер, за дремучими лесами.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Школа «Фольванг»
Школа «Фольванг» связана с именами знаменитых хореографов таких как: Мери Видман, Пина Бауш и других. Пина Бауш: начала ставить танцы, когда была танцовщицей, потому что хотела больше танцевать. Сочиняла и танцевала, и никогда не думала, ...

Марксистская концепция культуры
В творчестве К. Маркса проблема культуры воспринимается с позиции материалистического понимания истории. Согласно нему, культура – это результат деятельности человека во всех сферах бытия и сознания, она характеризует его как деятельное, ...

Проблема, связанная с определением понятия «культура» и попытки ее преодоления
Слово культура - в лексиконе практически каждого человека. Но в это понятие вкладывают самый различный смысл: одни понимают лишь ценности духовной жизни, другие – более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы ...