Творческая деятельность Баженова и одно из его основных произведений

Информация » Пейзажные парки Москвы XVIII века. Царицыно » Творческая деятельность Баженова и одно из его основных произведений

Страница 3

Царицыно. Вид на дворец

В последние годы работы над ансамблем Баженов все больше внимания уделяет собственно парку, реконструкции прудов и дорожной сети, оранжереям, садовым павильонам, посадкам деревьев и кустарников. В этой работе ему в 1784-1785 гг. помогают выписанные из-за рубежа садовники Ф. Рид и И. Мурно. Вдоль берегов пруда был создан большой пейзажный парк. Преобладающими древесными породами в нем стали сосна и береза, а главными художественными принципами - световой и пространственный контраст, свободное, живописное расположение малых архитектурных форм, которые дополняют и развивают заложенный в самой природе мотив.

К южному фасаду дворца примыкал большой регулярный партер - часть старой голицынской усадьбы. Впоследствии его заменила обширная поляна, окруженная сосновым бором. Все остальные части парка мыслились как чередование живописных пейзажных картин, объединенных прогулочными дорогами, из которых наибольший интерес представляла так называемая Перспективная дорога (позже Утренняя дорожка). Вдоль склонов, обращенных к прудам, было особенно много солнечного света и простора, один вид на заливы пруда сменялся другим, причем в наиболее эффектных местах располагались беседки и "руины", получившие сентиментальные названия Нерастанкино, Миловида, храм Цереры, Русал-кины ворота и т.д. По сведениям А. Регеля, названия заочно давала сама императрица.

Отличительная особенность ансамбля заключается в том, что даже самые крупные здания решены как парковые сооружения. Они играли роль архитектурного дополнения того или иного природного мотива и рассчитывались на восприятие с определенных точек - царицынской плотины, березовой перспективы, дорожек партера. Главные и Виноградные ворота, Фигурный мост и трехарочный мост через овраг выполняют не только и не столько свою прямую утилитарную функцию, а имеют прежде всего декоративное назначение: от них и через них раскрываются живые картины парка, они служат архитектурной рамкой для висты, направленной в сторону рощи, пруда, павильона-беседки, аллеи-подъезда. Одна из аллей обходит пруд кругом непосредственно у воды. Другая, напротив, показывает пруды сверху, причем видовые точки рассчитаны таким образом, что открывают перспективы в местах расширения водного зеркала или расположения искусственных островков. Каждая прогулочная дорога - Липовая, Глухая, Утренняя, Березовый проспект и т.д. - имеет свой неповторимый характер, вызывает особый психологический настрой, располагает своими "сюрпризами" в виде гротов, шалашей, укрытий-пещер.

Многочисленные тропинки соединяются, расходятся, теряются в лесной чаще или вдруг выводят на ярко освещенную поляну, к журчащему каскаду на ручье, вновь возвращают к оживленной широкой аллее.

Создание парковых пейзажей и большей части сооружений уже близилось к завершению, когда весной 1785 г. усадьбу посещает Екатерина П. После осмотра дворцов она распоряжается уничтожить постройки Баженова, а затем и полностью отстранить его от службы.

Владелице поместья дворец показался тесным, ей не понравились узкие лестницы, тяжелые своды и слабо освещенные залы.

Царицыно. Руина в Царицынском парке

Однако придирчивость Екатерины могла быть вызвана и другими причинами, например боязнью государственного заговора и причастностью Баженова к крамольному кружку просветителя Н.И. Новикова. Вопрос этот остается до конца не выясненным. Что касается парка, то известно, что хозяйка поместья даже не успела осмотреть его с тех видовых точек и подъездов, которые были намечены Баженовым.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Типология современных фестивалей
К единовременным культурным акциям относятся ежегодные фестивальные программы «Культурная столица Европы». Принимают участие в этих программах города, находящиеся на территории стран, входящих в Совет Европы, комитет, по культуре которого ...

Возникновение оригами
Еще в древности, в Китае бумагу использовали самым различным образом, в том числе и в религиозных обрядах. Например, изначально было принято на похоронах вместе с покойником сжигать и весь его домашний скарб – чтобы обеспечить ему дальней ...

Игровая теория появления первобытного искусства
Некоторые ученые связывают с игрой не только искусство, но и всю первобытную культуру, видят в ее истоках игру. Такой подход характерен для философской герменевтики. Г. Гадамер рассматривал историю и культуру как своего рода игру в стихии ...