Анимизм в первобытной культуре

Информация » Первобытная и античная культура » Анимизм в первобытной культуре

Историю человечества эволюционисты (к этой школе принадлежали также русские ученые М. Ковалевский и Н. Миклухо-Маклай) считали частью истории природы. Все народы, по Тайлору, соединены между собой в один непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. В культуре каждого народа наблюдаются как общие, так и индивидуальные черты. Анализируя первобытную мифологию и религию, Тайлор использует понятие «анимизма». Анимизм означает веру в духовные существа, на которой основывается религия. По его мнению, первобытные люди уже имели представление о душе как особой субстанции, которая может временно или навсегда покидать свою телесную оболочку. На основе этого появились идеи об отдельно существующих духах, ставших олицетворением природных стихий, растений и животных. Позже возникают политеистические представления о пантеоне богов, олицетворяющих силы природы, а затем и монотеистическая вера в одного бога. Теория Тайлора была проиллюстрирована богатым историческим и этнографическим материалом. Приведены факты, свидетельствующие о связи анимизма с фетишизмом (верой в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов) и тотемизмом (верой в сверхъестественную связь людей со своими «родственниками» - животными, растениями или неодушевленными предметами). Тем самым была установлена связь между религиозными представлениями и культами, сыгравшими важнейшую роль в формировании человеческой духовности и развитии культуры.

Особенности мышления первобытного человека наилучшим образом отразились в мифологии, которая позволяла объяснить необъяснимое, преодолеть, хотя и иллюзорно, ограниченность в действиях. Миф представлял собой своеобразную художественную переработку представлений о том, как устроен мир. В мифе перед нами возникала целостная картина мира, а не просто копия реальности или ее вымысел. «Грациозно-художественная в Греции, неуклюжая и чудовищная в Мексике, хвастливо-преувеличенная в буддистской Азии», по меткому замечанию Тайлора, мифология давала искусству готовый «очеловеченный» материал. Происхождение мифа во многом основывалось на анимистических представлениях первобытного человека. Для примитивных племен солнце и звезды, деревья и реки воспринимались одушевленными существами по аналогии с животными или самим человеком. Дикий туземец Бразилии готов укусить камень, о который споткнулся, или стрелу, которая его поранила. Если тигр разрывал кого-либо из южноазиатского племени ку-ки, то требовалось истребить семейство тигров и съесть хотя бы одного из них.

Подобные традиции опирались не просто на вымысел, а на знание природы, имевшей для первобытного человека свой особый смысл и понимаемую подчас примитивно и грубо, а нередко в поэтической форме. Так, мусульмане были уверены, что водяные смерчи дело рук исполинских демонов, описанных в «Арабских сказках». К сфере анимизма относятся также многочисленные сказки всех народов о героях, управляющих силами природы, о духах скал, колодцев, водопадов, эльфах и лесных нимфах, порхающих при лунном свете и собирающихся на свои волшебные празднества. Все они являются не только плодом фантазии, но по-своему отражают представления народов о том, как устроен мир и какие законы им управляют. В художественно-образной форме в мифах находят объяснение как реально существующие в природе явления, так и вымысел. Миф стоял у истоков человеческой культуры, поэтому он питает не только искусство, но также и философию.

Другие статьи:

Первые книги по оригами
Первым японским изданием по оригами считается книга “Сенбадзуру ориката”, которая вышла в свет в 1797 году. Перевод ее названия “как сложить тысячу журавлей” явно намекает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сложенных классичес ...

Следствия грехопадения и творческий дар в человеке
Добродетель – госпожа таланта. Талант – слуга добродетели. Если в доме нет хозяина и всем распоряжается слуга, то разве не воцарятся в нем бесовщина и помрачение? Хун Цзычэн К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания ...

Обряды погребального ритуала
Похоронно-поминальные обычаи и обряды занимают особое место в ритуалах семейного цикла. По сравнению с другими обрядами они более консервативны, так как отражают медленно изменявшиеся представления о смерти и взаимоотношениях живых и умер ...