Философы античности

Информация » Первобытная и античная культура » Философы античности

Одним из первых, кто органично вписал эстетические взгляды в свою философскую систему, был Пифагор. Создавая космологическую теорию, он обратил внимание на порядок и гармонию Вселенной. Понятие гармонии Пифагор исследовал на примере музыки, отметив, что своеобразие музыкального тона зависит от длин звучащей струны, тем самым был впервые поставлен вопрос о объективности эстетического. При исследовании музыки пифагорейцы уделяли много внимания ее воспитательному воздействию, которое она оказывает на человека, врачуя нравы и страсти и восстанавливая гармонию душевных сил.

Объективность прекрасного подчеркивали также Гераклит, Эмпедокл и Демокрит. Прекрасное, считали они, присуще самому космосу, который является воплощением стройности, порядка и гармонии. В основе космоса и искусства они видели одни и те же закономерности. Поэтому, подражая природе, искусство стремится запечатлеть в себе симметрию и гармонию частей, присущих самому миру и составляющих сущность прекрасного.

Сократ поставил вопрос о связи прекрасного с нравственным. Главным предметом в искусстве и философии является, по его мнению, не просто человек, а человек разумный и добродетельный. Что касается красоты, то ее Сократ считал относительной - то, что хорошо в одном отношении, может быть безобразным в другом, и наоборот (золотая ложка не более прекрасна, чем деревянная, ибо они одинаково целесообразны).

Под влиянием идей Сократа сформировался его ученик Платон. Подлинно прекрасное, согласно Платону, не принадлежит миру единичных чувственных вещей, а лишь идеям, которые существуют вне времени. В отличие от чувственных вещей, которые постоянно изменяются и не содержат в себе ничего истинного, идеи неизменны и прекрасны сами по себе. Постичь прекрасное, согласно Платону, можно лишь на пути отвлеченного умозрения путем интеллектуального экстаза. А поскольку искусство есть лишь подражание чувственным вещам, которые, в свою очередь, являются копиями идей, то оно только копирует их, создавая копии с копий, тени теней. По мнению философа, искусство не дает нам подлинного знания, оно далеко отстоит от истины, нередко провоцирует в человеке дурные страсти и наклонности, является обманчивым, поэтому недостойно граждан идеального государства, о котором мечтал Платон. В его взглядах ярко выражен аристократизм и нетерпимость ко всему неистинному, не влияющему достойным образом на природу человека.

Другие статьи:

Марксистская концепция культуры
В творчестве К. Маркса проблема культуры воспринимается с позиции материалистического понимания истории. Согласно нему, культура – это результат деятельности человека во всех сферах бытия и сознания, она характеризует его как деятельное, ...

Женский костюм Орловской губернии
Одежда Орловской женщины была яркой как радуга. Рубаха со сплошь расшитыми красной нитью рукавами и вышитым подолом. Рукава заканчивались алыми сборчатыми манжетами. Затем одевалась понева – распашная. Понева шилась из трех полотнищ, и пе ...

Исторические факты
Современные окрестности Санкт-Петербурга, с давних времен заселялись восточными славянами. Это был цветущий край, население которого в основном жило в деревнях, на мызах и других мелких поселениях. Там, где находится стрельня, значилась ...