Первобытное искусство Индии

Информация » Первобытное искусство Индии

Страница 1

Изучение каменного века Индии началось сравнительно недавно. Р.Б. Фут, открывший в 1863 году близ Мадраса палеолитическую стоянку, явился пионером изучения археологии первобытного общества Индии. Большие успехи в этом деле были достигнуты к началу 1930-х годов, когда впервые была создана научная классификация памятников каменного века.

Следы древнейшей культуры Индии рассеяны по всей стране. Но большее количество находок сделано в Декане и на Юге Индии.

Каменные орудия мадрасского типа представлены ручными рубилами (топорами) шельского, средне- и позднеашельского типов. Среди палеолитических орудий Юга ручные рубила чаще бывают в форме заостренного овала. Встречаются копья двух видов, орудия для копки (кореньев), обоюдоострые длинные узкие ножи с параллельными сторонами, конусовидные орудия, скребки для отделения мяса от шкуры, молотки, кремни, очевидно, для высекания огня, диски с заостренными краями, вероятно, для метания" и другие орудия.

Все они были без ручек и не отшлифованы, а грубо обколоты. Применялись, конечно, и деревянные орудия: дубинки, копья. "Век дерева", очевидно, сосуществовал с каменным, но возник несколько позже, поскольку для обработки дерева был нужен камень. Открыты следы применения огня.

Эпоха палеолита, включая ее раннюю стадию, продолжалась необычайно долго, начавшись около 700 тысяч лет назад (шельская культура) и окончившись примерно 40 тысяч лет назад.

В Северо-Западной Индии, в долине реки Соан, сделаны древнейшие находки рубящих орудий, так называемых чопперов. Они не сходны с орудиями мадрасской культуры.

Еще более древняя, досоанская культура Северной Индии, относится ко второму ледниковому периоду. Тогда проточеловек неандертальского типа вел стадный образ жизни, добывая пропитание собирательством и охотой, связанной с переменой места обитания. Раннесоанская культура представлена различной формы рубилами, скребками, сделанными из гальки и каменных отщепов.

Уже на поздней стадии древнего каменного века, по существу, возникла новая эпоха, когда культура достигла большого развития: на смену неандертальцу, объединявшемуся в стадо, приходит человек современного типа, живущий родовой общиной, качество обработки камня достигает очень высокого уровня, появляется живопись и скульптура. На Юге палеолит почти вплотную приближался по времени к неолиту, постепенно перейдя в недолгую промежуточную фазу мезолита. Вместе с ним поздний палеолит длился около 30-25 тысячелетий до н.э.

Культура неолита и даже мезолита сделала еще больший шаг вперед по сравнению с палеолитом. Появилась техника шлифовки и полировки каменных орудий (ил.2,3). У бродячих охотников были временные стоянки, но оседлость теперь стала необходимой в связи с возникновением земледелия и скотоводства. Из животных первой была приручена, вероятно, собака, хотя есть предположение, что это произошло еще раньше.

Широко распространились керамические изделия. Появились составные орудия: гарпуны, дротики, копья с кремневыми или костяными наконечниками, затем (в мезолите) - лук и стрелы.

В эпоху неолита на Юге в Брахмагири (штат Андхра-Прадеш) и других местах, обнаружена особая форма каменного полированного топора (ручного рубила), близкая к треугольнику, с вытянутым концом обуха (примерно 10-3 вв. до н. э).

Территория распространения этого „южного полированного топора" имеет форму овала, тянущегося от Пудукоттаи (южнее Тханджавура, штат Тамилнад) на Юге до Брахмагири (близ реки Тунгабхадры) на Севере.

От реки Годавари на Юге через штаты Ориссу, Бенгалию и Бихар до Ганга простирается область „восточного каменного топора". Еще далее, на северо-востоке, в штате Ассам, помимо типично индийских форм был распространен „плечиковый" прямоугольный топор, проникший из Юго-Восточной Азии вместе с переселявшимися сюда австро-азиатскими племенами.

За последние десятилетия открыто уже около 80 видов неолитических каменных орудий, из которых половина - шлифованные. Среди последних также найдено по два вида тесел, жерновов, 12 типов долот, наковальни, топоры-молоты, зернотерки, ступки и пестики, грузила, плиты для точки и шлифовки, камни для лощения керамики, орудия для гравировки и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Постмодернизм как общекультурное направление конца XX–начала XXI вв
В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Каждая культура – это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и самому себе. Культура есть ...

Ораторское искусство
Ораторское искусство (красноречие, искусство красноречия) — искусство публичного выступления, с целью убеждения. Ораторское искусство не следует путать с красноречием в смысле ораторских способностей — умением говорить красиво, вдохновенн ...

Культурный туризм как способ сохранения и использования историко-культурного наследия
Туризм на охраняемые природные территории может быть ключевым фактором в деле сохранения природного и культурного наследия. Он генерирует финансовые ресурсы за счет взимания платы за вход и обслуживание, отчисления налогов в местный бюдже ...