Первобытное искусство Индии

Информация » Первобытное искусство Индии

Страница 3

Изобразительное искусство позднего палеолита представлено наскальной живописью, петроглифами и круглой скульптурой из камня, кости и других материалов.

Из всех видов искусства Индии каменного века живопись заслуживает особого внимания, как наиболее богатая и интересная по содержанию и сравнительно высокому художественному уровню.

Наиболее примитивные рисунки, исполненные одними линейными контурами, без проработки деталей и с несложными пиктографическими знаками письменности, принято относить к ориньяко-солю-трейскому времени позднего палеолита (ок.40-20 тыс. до н. э). Позже появляется первобытно-реалистическая трактовка изображений животных, характеризующая искусство мадленского периода палеолита, длившегося примерно с 20 по 12 тысячелетие до н.э. Это было время расцвета первобытной живописи в Европе, ее новая ступень после периода, когда рисунки были совсем неумелыми. Теперь охотник уже мог сделать рисунок похожим на зверя, считая, что это поможет ему магически овладеть животным или, вернее, убить его. Человеческие же взаимоотношения не занимали тогда первого места, поскольку общество было очень примитивным и индивидуальность человека еще не проявлялась. Поэтому он изображал себя и себе подобных реже и гораздо схематичней, чем животных, служивших объектом его трудовой деятельности.

До сенсационного открытия С. Андерсоном наскальных рисунков в Синганпуре в 1910 году в мире были известны только три большие группы памятников искусства палеолита: в Европе, Африке и Сибири. После этого открытия их стало четыре и одна из них оказалась в Индии. Большинство же подобных находок в Индии сделано начиная лишь с 1923 года, и новые открытия делаются до сих пор.

Синганпур - деревня, прилепившаяся к подножию одного из скалистых холмов в районе Райгарх (штат Мадхья-Прадеш), в 3,5 от ближайшей железнодорожной станции Нахарпали (линия Бенгалия - Нагпур). На высоте около 180 м от уровня обработанной почвы с естественной площадки хорошо видна живопись, нанесенная на впадине отвесного обрыва скалы, ориентированной на юг. С этой платформы открывается живописный вид на окрестности с рекой Манд в песчаном русле; поблизости протекает ручей, что, очевидно, было удобно для стоянки первобытного человека. Здесь были пещеры, которые теперь обвалились.

Эта группа „пещерных" рисунков каменного века является для Индии уникальной по высоте художественного уровня и богатству сюжетов. Скальная впадина с живописью представляет собой остатки обширной пещеры, другие рисунки находятся сбоку от нее, в глубокой расселине, и на совсем открытой поверхности скалы, которая была задней стенкой другой неглубокой пещеры, совсем обвалившейся. Недостаточная защищенность от воздействия дождей и солнца и ноздреватость несглаженной и незагрунтованной скальной поверхности обусловили неполную сохранность изображенных фигур, и их контурные и внутренние линии прорисовок почти нигде не сохранились.

Обнаружив рисунки, Андерсон их частично зарисовал, а затем сообщил о своей находке археологам. Организованную ими экспедицию атаковали рои диких пчел, гнездившихся поблизости, и археологи, спасая жизнь, обратились в стремительное бегство. Лишь через год новая экспедиция, хорошо защищенная москитными сетками и перчатками, полностью изучила и скопировала наскальные рисунки Синганпура.

П. Браун относит эту живопись к двум эпохам. Рисунки древнейшей группы (поздний палеолит) выше по мастерству, технике и художественным качествам, они крепче по форме, более искусны, краски приготовлены тщательно. Датировке этих рисунков помогли найденные здесь же каменные орудия. Древность живописи Синганпура также подтверждается рисунками с изображениями кенгуру, который очень давно обитает только в Австралии. Этот факт указывает на возможно существовавшую когда-то материковую связь с Австралией. Живопись второй группы отличается более грубым исполнением, краски приготовлены хуже и характеризуются нечистым цветом. Красящим пигментом служил природный красный железняк (окись железа) местного происхождения. Писали, как полагает Браун, тупыми кончиками бамбука (который произрастает вокруг) или тростника, а не мягкой кистью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Проектирование фольклорного фестиваля «Родники»
Как уже говорилось выше, в данной главе мы постарались рассмотреть возможность применения методики проектирования на примере подготовки и проведения фольклорного фестиваля «Родники», который уже традиционно проводится на базе областного д ...

«Площадь чудес»
Создание комплекса началось в 1063 году, когда на окраине города, на зеленом лугу, было заложено здание ансамбля городского собора, включившего в себя беломраморный пятинефный собор, колокольню и баптистерий-крещальню. Так на удаленной от ...

Понимание реформирования в России
Если во времена Платона реформаторская деятельность была всего лишь идеей и замыслом, пришедшим на ум нескольким мыслителям, то сегодня — это массовый феномен и практика, особенно в нашей стране. Социальные преобразования сознательно, но ...