Первобытное искусство Индии

Информация » Первобытное искусство Индии

Страница 6

Живопись второй по времени группы рисунков исполнена тоже красной краской поверх древних рисунков, а еще более поздняя, имеющая геометрический характер, - грязновато-белым пигментом.

К более позднему периоду искусства в мирзапурских скалах относятся охотничьи сцены, изображения наездников на лошадях и слонах, групп животных и отдельных человеческих фигур. Такова живопись на скале в Кохбаре, где интересна сцена энергичного танца двух мужчин, одного с луком и второго, по-видимому, со щитом. На тех же мирзапурских скалах, в Ликхунья Дари, сохранилась сцена, где умело изображены фигуры конных и пеших охотников, окруживших кольцом двух слонов: фигурки вдали уменьшены в масштабах, что свидетельствует о стремлении выразить единство всей многофигурной сцены и о попытках композиционного построения.

В мирзапурской живописи времен мезолита встречается изображение копья характерной формы, с большими шипами с обеих сторон, которое охотник вонзает в грудь лани. Вероятно, это форма и гарпуна, которая в Индии затем повторяется в раннем металлическом оружии.

В районе Беллари (штат Карнатака), на Павлиньем холме в Капгаллу, тоже открыты наскальные изображения охоты, крупных зверей и птиц, относящиеся ко времени неолита и уступающие по художественным достоинствам более древним рисункам Синганпура и Мирзапура.

Наскальная резьба, открытая в разных местах Индии, относится к неолиту и в художественном отношении мало интересна. В этой технике изображаются люди, животные, различные древние символы, например свастики. Резные контуры фигур очерчены грубо. Человеческая фигура, обнаруженная в Гхатсиле (округ Сингхбхум, штат Бихар), напоминает примитивные фигуры, вырезанные на скалах в Австралии. Неолитическая резьба на камне найдена также в Едакале (район Вайнад, штат Керала) и в других местах.

В истории первобытного искусства наступает период, когда в живописи преобладает орнаментальное начало, достигающее значительно высокой ступени в неолите, которое человек мог наблюдать в самой природе, хотя бы в оперении птиц, в крыльях бабочек, в цветах. Но и в самом богатом природном узоре не встречается регулярного повторения одного и того же декоративного мотива, создающего раппортное ритмическое построение узора и деталей. Поэтому ритм - особый элемент художественного творчества человека. Он возникает гораздо позже и играет в индийском искусстве огромную роль, придавая движение и жизнь орнаментальной форме. Однако появление самых примитивных декоративных мотивов оказало влияние на реалистическую сюжетную живопись каменного века, сделав ее более геометризованной благодаря применению в изображении животных и людей орнаментальных форм. Стремление к схематизации рисунков усиливается в самом конце палеолита и еще заметнее в более поздней группе живописи в Мирзапуре.

Древняя Индия в достижениях своей культуры ничуть не уступает таким странам, как Египет или Месопотамия, скорее, даже в некоторой степени превосходит их. Самым важным и интересным для нас было осветить сохранившееся от позднего палеолита и неолита подлинное искусство наскальной живописи (тем более что ее история начинается только с 3 в. до н.э). Дальнейшая культура Индии представляет по всей стране разнородную и еще во многом неясную картину.

Новая яркая страница в развитии культуры и искусства Индии открывается с энеолитической эпохи, со сравнительно высокой Цивилизации долины Инда (4-2 тыс. до н. э), ничего подобного которой по степени развития культуры и искусства не открыто во всех рассмотренных эпохах на всей территории Индии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Другие статьи:

Особенности духовной культуры средневековой Руси
Для русской культуры, как и для европейской культуры в Целом, христианство стало одним из главных ориентиров. Оно обеспечивало преемственность русской истории, духовной жизни Русского общества. Древнерусское искусство развивалось в общем ...

Иероглифы
Расшифровка загадочных египетских надписей давно уже волновала весь мир. В 1799 году капитан французской армии Бушар руководил фортификационными работами в крепости Сен-Жюльен в четырех километрах от города Розетты. Неожиданно рабочие об ...

Очажный огонь и надочажная цепь
Если скифы желают принести особо священную клятву, то обычно торжественно клянутся богами царского очага. Над очагом и цепью давали клятву, с ним прощалась девушка, выходя замуж, вокруг очага обводили молодую, приобщая ее к новой семье, ...