Первый русский фарфор

Информация » Первый русский фарфор

Страница 1

Первыми изделиями Невской порцелиновой мануфактуры, которые дошли до нас, являются образцы русского фарфора 1748 года. Предметы, изготовленные ранее, по-видимому, не сохранились до наших дней. Наиболее ранним образцом виноградовского фарфора является уже упоминавшийся ставок. Ставок еще не имеет живописи, но украшен лепным рельефным рисунком. На нем нанесена подглазурной кобальтовой краской марка. Она представляет собой как бы дробь, в числителе которой стоит год изготовления «1748», а в знаменателе «W». Так Д.И. Виноградов помечал свои изделия, ставя год изготовления и заглавную букву своей фамилии латинским шрифтом.

В первые годы создания Невской порцелиновой мануфактуры там изготовлялись лишь изделия небольших размеров – «посуда малой руки», как выражался Виноградов. Такие изделия менее капризны в производстве. Кроме того, объемы существовавших тогда обжигательных печей не давали возможности делать крупные вещи.

Об ассортименте изделий, выпускавшихся на порцелиновой мануфактуре в 1749-1750 годах, можно судить по «Запискам о фарфоре» Д.И.Виноградова, где он упоминает о миске, чашках с крышками, о кофейнике, чайных чашках и фарфоровых яйцах. В апреле 1750 года были изготовлены блюда, а также коробки с выпуклыми цветами. Д.И.Виноградов писал, что коробки, которые «цветами обложены», он сам возил «господину барону».

Из выполненных в 1749 году изделий до наших дней дошла чашка с рельефным украшением, изображающим виноградную лозу. На чашке имеется марка ------- , нанесенная подглазурной кобальтовой краской.

Этот редкий экземпляр первого русского фарфора хранится сейчас в Государственном Эрмитаже в Ленинграде.

К числу первых виноградовских изделий принадлежит также высокая фарфоровая стопка с восьмигранным низом, хранящаяся в Русском музее в Ленинграде. Синей подглазурной краской на изделии изображена марка ---- -------- , а также выдавленный в массе знак «4.16». Знак, очевидно, показывает номер массы, из которой было изготовлено изделие.

Та же, в Русском музее, среди образцов старого фарфора можно увидать несессер в виде спеленутого ребенка с маркой --- ------------- ; знак «СПБ» точно устанавливает, что это изделие было изготовлено на Невской порцелиновой мануфактуре.

В 1751 году на порцелиновой мануфактуре было начато изготовление фарфоровых табакерок. Как известно, в то время в среде придворной знати была распространена мода нюхать табак. В 1753 году в большом ходу были фарфоровые табакерки, изображавшие запечатанный почтовый конверт со штампом и фамилией адресата. Они понравились Елизавете Петровне, и на порцелиновой мануфактуре было налажено их производство по заказу знатных особ.

В газете «Санктпетербургские ведомости» от 19 марта 1753 года было опубликовано такое объявление:

« Господин бергмейстер Виноградов объявляет всем знатным особам, а особливо придворным обоего пола, которые изволят иметь порцелиновые табакерки в форме пакета с надписями, те б изволили присылать к господину Советнику Монетной канцелярии Ивану Андреевичу Шлаттеру, в Санктпетербург, формуляры, какую кто надпись и на каком языке изволит, которыми он господин Виноградов желает всех того требующих удовольствовать, а цена за табакерку с надписью, кроме обделки по 20 рублев» .

Кроме пакетовых табакерок, то есть имевших форму конверта, на порцелиновой мануфактуре делались также табакерки самых разнообразных форм и размеров. Так, например, среди вещей, оставшихся после смерти Д.И.Виноградова и хранившихся у него, значилось около ста круглых, овальных, четырехугольных табакерок, расписанных пурпуром, золотом и прочими красками.

В 1758 году порцелиновая мануфактура выпускала, кроме табакерок, самые различные фарфоровые изделия: чайники, молочники, масленки, кружки, чайницы, чашки, колокольчики, пуговицы, сахарницы, чашки полоскательные, блюдечки, подсвечники, кофейники, пуншевые ложки, курительные трубки, шпажные эфесы и др.

Из перечня видно, что порцелиновая мануфактура в то время представляла собой вполне налаженное производство.

Д.И.Виноградов был всей душой предан новому делу и страстно его любил. Он говорил: «Порцелинная фабрика ничто иное есть, как горная манифактура и между всеми прочими великолепнейшая».

До появления собственного фарфора Россия, как и Европа, покупала диковинный «звонкий товар» у иноземных купцов. Это были фарфоровые изделия из Китая, где впервые их стали изготовлять на рубеже VII-VIII веков. В Европу фарфор завезли купцы в XIII веке

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Культуры верхнего палеолита
Название культуре, как правило, даёт наиболее известное или первое открытие ―местонахождение. Принципы перечисления находок в культуре – эмпирические, по характерному признаку. Археологическая классификация Европы, возник очаг самоб ...

Развитие искусства в Нидерландах
Небольшой стране, включающей территорию нынешних Бельгии и Голландии, суждено было стать в XV веке самым ярким после Италии очагом европейского искусства. Главная художественная сила Нидерландов еще в средние века проявилась в миниатюрной ...

Гуманистическое понимание культуры
Эпоха Возрождения открывает новый этап в осмыслении культуры. Она охватывает три века – с XIV по XVI. Мощно проявилась тенденция к возврату к античным идеям и ценностям. Культура воспринимается как неотъемлимая черта совершенной гармоничн ...