Романтизм и реализм как явления культуры XIX века

Информация » Переоценка ценностей в культуре XIX века » Романтизм и реализм как явления культуры XIX века

Страница 3

XIX век - век политики. Всеобщее избирательное право включило в политические процессы широкие массы населения, что резко политизировало общество. В XVII-XVIII в.в. политикой занимается королевский двор, буржуа делают деньги. В XIX в. все политизируется, так как общество максимально приспособлено к политике, так как сознание унифицируется, формируется прессой, религия потеряла роль регулятора человеческого поведения. XIX век не религиозен. Общественное мнение регулируется не священниками, а прессой. Газеты становятся компасом, по которому сверяет свою жизнь обыватель. Г. Гессе назвал XIX век веком фельетона, т.е. веком газетной статьи. Роль прессы хорошо была осознана политическими элитами, так, Наполеон, придя к власти закрыл все газеты, оставив только четыре, проводящие точку зрения правительства.

Последняя четверть XIX века ознаменовалась становлением массовой прессы, газеты и журналы выходят огромными тиражами, конкуренция между изданиями не меняет сути прессы этого времени, так как факторы их популярности едины: это, в первую очередь, обращение к сенсации и скандальной хронике, которые выступают как основа повседневной информации, кроме того, в основе повседневной сенсации лежал культ пикантности.

Жизнь представляется неинтересной, лишенной идеалов. Г.Флобер пишет: "Куда укрыться, бог мой! Где найти человека? Гордость, уверенность в своем творчестве, преклонение перед прекрасным, - неужели все утрачено? Неужели у всех грудь переполнена всемирной грязью, в которой плаваешь по глотку?" Все интересное может происходить не в жизни, a в литературе, поэтому литература XIX века занимает огромную роль в формировании общественного сознания, обретая роль учителя и пророка.

Основное место в литературе начинает занимать роман, но роман второй половины XIX в. очень неромантичен, это уже начало реализма, который войдет затем в век двадцатый. В отличие от романтиков, которые заняты поиском идеала, роман выступает как этически нейтральное произведение, очень большое по масштабам, в нем огромное количество героев. Роман - зеркало, холодно и беспристрастно отражавшее действительность. Огромные панорамы общественной жизни создают О.Бальзак в "Человеческой комедии" и Э.3оля в "Ругон-Маккарах". Аналитический роман XIX в. ставит перед собой цель дать фотографическое отображение действительности, отказаться от украшательства жизни. Этим принципам и следуют Г.Флобер, братья Гонкур, А.Доде. Хотя беспристрастный реализм этих писателей не всегда признается современниками. Так, после выхода романа Г.Флобера "Госпожа Бовари" критики обрушились на писателя за искажение человеческой природы, за мизантропию, пессимизм, за равнодушие, беспристрастное описание добрых и злых сторон в человеке, за мрачный взгляд на жизнь. Романтического героя нет в этих произведениях в помине.

Рождаются бульварные литературные жанры: мелодрамы, детектив, приключения. Роман в желтой обложке становится компенсацией того, что вытесняет большой, беспристрастный роман: страсти, занимательность сюжета, наличие положительного героя. Мечты и грезы, не признаваемые большой литературой, воспроизводятся бульварной печатью.

Возникает детектив, в котором есть настоящий герой, который может быть внешне и незаметен, но он сражается с преступным миром, который ассоциируется с повседневным, скучным, обыденным миром, без идеалов, сражается силой своего ума. Честертон, Г. Леру, А. Конан-Дойль - мастера детектива создают этот мир опасный и привлекательный, где всегда можно быть уверенным в победе доброго начала над злом. Новой робинзонадой становятся приключения: Великий Жюль Верн, Maйн Рид, Стивенсон, герои их произведений - отважные моряки, путешественники, исследователи новых путей. В этих произведениях парадоксальным образом отражаются просвещенческие идеалы, но рационализированные, приспособленные к современным условиям, и, безусловно, политизированные.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Типология способов хозяйствования в учреждениях культуры и искусства
Условия хозяйствования и соответствующие им организационно-экономические формы в сфере культуры и искусства находятся под воздействием ряда противоречивых факторов. Конкретные организационно-экономические и организационно-правовые формы с ...

Говорящий и слушающий
Говорящий должен знать аудиторию, чтобы ввести ее туда, куда она стремится (задача); куда она, по твердому убеждению говорящего, должна стремиться (сверхзадача; о ней не сообщается, но и забывать говорящему нельзя). Кем мы представляем се ...

Сущность христианства и в чем его роль как явления культуры
Христианство оказало большое влияние на развитие европейской и мировой культуры. Оно имеет социальные и духовные, религиозные истоки. Социальные истоки христианства связаны с потребностью мировоззренческого освоения и обеспечения нарождаю ...