Никитский собор

Информация » Переславский Никитский монастырь » Никитский собор

Страница 4

Увидев первые плоды своей деятельности, Петр летом уехал в Москву - там вот-вот должен был разразиться очередной стрелецкий бунт, а сестра

Софья, не оставлявшая надежд стать единовластной царицей, продолжала плести свои интриги. В ближайшие два года царь в Переславле не появлялся. Следующее переславское "сидение" Петра датируется 1692 годом - тогда он в общей сложности более трех месяцев провел на Плещеевом озере. 1 августа 1692 года состоялся торжественный спуск петровской флотилии на воду, сопровождавшийся шумным праздником. Документ свидетельствует: "Потешное войско было также при сем спуске фрегатов, или, лучше сказать, при сем празднике, что доказывается "поденного запискою" сего года, в которой записано, что когда монарх 1 августа приказал быть крестному на озеро ходу, то во время погружения креста сам с фрегата стрелял из всех пушек; а в то же время стоявшая на берегу строем пехота, командуемая генералом Гордоном, палила из мелкого ружья и пушек".

"Потешная" флотилия двадцатилетнего Петра была "потешной" лишь на словах - в действительности, она представляла собой весьма грозное соединение. Всего за пять лет "плещеевские" корабелы построили около ста судов, в том числе и несколько настоящих фрегатов - среди последних выделялись тридцатипушечные "Марс" и "Анна". Это была хорошая школа - как для русских мастеров корабельного дела, так и для первых русских моряков. Далее Петра ожидали более широкие задачи. Плещеево озеро стало для него, по его собственным словам, "тесно", и царь устремил свой взор сначала к Белому морю, а затем и к Балтийскому, где впоследствии молодой русский флот одержал свои первые победы. Корабельное дело в Переславле понемногу заглохло, но о своей флотилии Петр то и дело вспоминал. Известно, что он даже рассматривал детально проработанный план ее перевода на Каспий, но из этого ничего не вышло.

Постепенно корабли ветшали и разрушались. Петр, попавший в Пере-славль проездом в Вологду в феврале 1722 года, застал печальное зрелище. О его тогдашнем потрясении говорят лаконичные слова собственноручно набросанного указа: "Воеводам Переславским. Надлежит вам беречи остатки кораблей, яхт и галеры; а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших сей указ. Петр". Но остановить естественного течения события не могли даже столь гневные предупреждения. Тем не менее, те корабли, что еще не полностью сгнили, после указа вытащили на берег, огородили забором и защитили от небесной влаги навесом. Скупые строки документов рассказывают нам о том, что на протяжении двух десятилетий этот "сарай" непрестанно ремонтировали и перестраивали. В 1776 году переславский воевода отчитывался: "Ныне в Переславле-Залесском имеются под сохранением остатки кораблей, яхт и галеры, которые уже все погнили; да состоящим при городе Переславле в 3-х верстах селе Веськове при бывшем дворце имеется ботик". А в 1783 году Переславль горел в большом пожаре, и от всей "потешной" флотилии Петра остался "в живых" один только веськовский ботик - именем "Фортуна". Вот его-то и поставили в 1803 году в музей "Ботик", стараниями владимирского губернатора, князя И.М. Долгорукого, устроенный на месте переславского "полевого" дворца Петра Великого. Позже рядом воздвигли памятник первому русскому императору, "поднявшему Россию на дыбы".

И хотя официально возвращен Никитский монастырь Церкви был в 1993 году, обычно началом возрождения обители считают более раннюю дату, 1990 год. Тогда на территории ее впервые после долгих лет был отслужен молебен. Произошло это на праздник Троицы Живоначальной. Молебен совершал священник единственной действовавшей тогда в Переславле-Залесском церкви - Покровской. В этот же день верующие начали сбор пожертвований на реставрацию и обустройство монастыря.

В 1993 году богослужебная жизнь возобновилась в монастыре в полном объеме. Тогда же появились первые монахи и послушники. Прежде чем взяться за ремонт монастырских зданий, им необходимо было вывезти из обители весь мусор, накопившийся за годы разрухи. Звучит это как-то несерьезно, но сил на уборку было затрачено очень много.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие статьи:

Вечное величие
В конце века в Париже процветали живопись, музыка, театр. В городе появлялось все самое современное: начиналась Прекрасная Эпоха, возник стиль модерн, были проложены первые линии метро, стало использоваться газовое освещение. В небо взме ...

Английский мужской костюм эпохи возрождения
В конце XV века в Англии еще сохраняется типично средневековый костюм (Приложение 1). В этот период острых социальных конфликтов итальянские влияния почти не ощущаются. Сверх рубашки англичане носили «дублет» — узкую короткую (до пояса) ...

Русский авангард как предтеча тоталитарной культуры и ее жертва
Авангард (-изм) - (франц. avantgardisme, от avant-garde - передовой отряд) Условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников 20 в. для которых характерны стремление к коренному обновлению художестве ...