Реформы в области образования и просвещения

Информация » Петровские реформы в области культуры: плюсы и минусы в оценках С.М. Соловьёва и В.О. Ключевского » Реформы в области образования и просвещения

Страница 2

В 1705 г. основана была гимназия Глюка. Давая оценку её деятельности, Ключевский считал, что это была «первая попытка завести светскую общеобразовательную школу в нашем смысле слова…однако попытка преждевременная, оставившая после себя смутную память».

25 февраля 1705 года был издан указ: « Для общия всенародныя пользы учинить на Москве школу, а в той школе бояр, и окольничих, и думных, и ближних, и всякого служилого и купецкого чина детей их, которые своею охотою приходить и в тое школу записываться станут учить греческого, латинского, итальянского, французского, немецкого и иных разных языков и философской мудрости; а за то ученье с тех учеников денежного и никакого в его государеву службу взятья не будет». Таким образом, Гимназия должна была стать первой светской общеобразовательной школой для всех сословий. Помимо уже упомянутых предметов, Глюк обязался обучать юношей «географии, ифике, политике, латинской риторике с ораторскими упражнениями, языкам: еврейскому, сирийскому и халдейскому; танцевальному искусству и поступи немецких и французских учтивств…».

Стремясь увеличить количество учеников, то есть будущих просвещённых людей, способных послужить на благо преобразовательской деятельности Петра, в школу стали принимать людей даже низкого положения: детей беспоместных дворян, солдат, посадских людей. Ученикам назначено было определённое жалованье, увеличивающееся по мере перехода из класса в класс. Но несмотря ни на это, ни даже на освобождение от военной службы, Гимназия не упрочилась. Требовались не образованные люди, а переводчики Посольского приказа. Детей всех сословий больше привлекали в качестве общеобразовательных духовные школы.

Для школ и для распространения сведений нужны были печатные книги. Во время пребывания в Голландии Пётр познакомился с семьёй Тессингов, один из которых, Ян, добился у царя привилегии на заведение русской типографии. В его типографии печатались книги математические, архитектурные, книги по городостроению, различная художественная литература. Пётр требовал, чтобы в книгах, которые будут выходить из этой типографии, не говорилось ничего предосудительного о России. И хотя дело не пошло на лад, начало было положено. Стали появляться новые типографии.

Важным нововведением в книжном деле была реформа шрифта. Ключевский придавал ей большое положительное значение: «типографский шрифт становился показателем известного порядка идей и знаний, символом миросозерцания». В 1708 году книги недуховного содержания стали печатать новым, гражданским шрифтом, сближенным по начертанию букв с латинским. Перемена эта выросла из практики печатного дела. За восемь столетий существования в России Кирилловского алфавита многие литеры стали лишними для языка, отошедшего в произношении от славянского. Вся тяжеловесность славянского шрифта резко контрастировала с более изящной латиницей, что не мог не оценить Пётр во время заграничных поездок. 1 января 1708 г. был издан указ о начале печатания книг новым

шрифтом..

В нём отсутствовали буквы Наш, Зело, От, Пси, Кси,Ук и титла. Остальные буквы получили современное начертание. Первой напечатанной новым шрифтом книгой стала «Геометриа славенски землемерие», которая печаталась с рукописи, испещрённой собственноручными пометками царя. Новый шрифт устанавливался постепенно, лишь к 1710 году было установлено окончательное единообразие шрифта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Поп-арт
Другим направлением в искусстве Западной Европы и США 1950-1960-х годов являлся поп-арт, для которого характерны использование и переработка образов массовой (популярной) культуры. Термин «поп-арт» (популярное искусство) был введен критик ...

Общая характеристика мировых и локальных религий
Ислам (араб., букв. — покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи — мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель — Мухаммед. Ислам складывался под значительным вли ...

Роль средневековых городов в становлении нового образа жизни
К концу 12 в. роль религиозных, политических, экономических и культурных центров в Европе перешла от монастырей к городам. В них создавались крупные общины с самостоятельным управлением. Росло число ремесленных цехов и других светских кор ...