Юкатанский период

Информация » Племена Майя » Юкатанский период

Со временем цивилизация майя также стала преображаться. В первую очередь это сказалось на культуре. Так, постройки, выполненные в юкатанский период, представляют собой одноэтажные здания, лишенные кровельных гребней. Другой характерной чертой нового периода было появление пилонов, располагающихся перед дворцом и напоминающих несколько небольших пирамид. Сама постройка подразделялась на пять частей, из которых третья и пятая образовывались пирамидальными пилонами.

В архитектурном плане сооружения юкатанского периода намного уступают постройкам эпохи Древнего царства; они стали грубее, что объясняется их назначением: если паленкские храмы возводились как знак почтения богам, то юкатанские в первую очередь были призваны демонстрировать могущество правящих династий (Коком, Чель, Печ и др.). Красивейший город юкатанского периода - Ушмала. Он находится в области обитания майя, названной Пуук, что означает "страна низких холмов". Эта область также была крайне засушливой: около полугода ее реки оставались безводными, и индейцам приходилось селиться лишь в тех местах, где они имели возможность выдолбить в скалах емкости (чультуны), предназначенные для сбора дождевой воды.

Ушмаль, индейское название которою Ошмаль, что означает «трижды строившийся», некогда являл собой могущественный центр майской цивилизации. Имена первых строителей города со временем были утрачены, а от вторичного строительства до настоящего времени сохранился только храм Волшебника. Некоторые племена майя, некогда проживавшие в области Тампико, свято, чтили бога Кецалькоатля, имя которого означает "пернатый змей". Они поклонялись ему как дарителю. С именем этого бога связана одна легенда: один правитель, занявший трон города Толлана, решил, что светской власти ему недостаточно, нужно заполучить в свои руки и духовную. Чтобы осуществить свое намерение, он взял себе псевдоним, воспользовавшись именем бога Кецалькоатля. Однако подобные нововведения пришлись по вкусу далеко не всем индейцам, и общество города разделилось на два лагеря: в первый входили сторонники властителя, поклонявшиеся Кецалькоатлю, в другой - противники, избравшие для поклонения бога Тескатлипоку.

В связи с этим в городе участились конфликты на религиозной почве, вылившиеся в открытые столкновения, оканчивавшиеся кровопролитием. Однако противостояние не могло продолжаться слишком долго, и вскоре произошла развязка: однажды поклонники Тескатлипоку ворвались во дворец и выдворили ненавистного правителя не только из дворца, но и из самого государства.

Свержение властителя привело к тому, что вместе с ним в «ссылку» отправились тысячи жителей, уверовавших в его божественное происхождение. Впоследствии фигура изгнанника, вокруг которой обвился "Пернатый змей" была запечатлена для истории неизвестным тольтекским скульптором, а на постаменте было выведено имя изображенного – Се-Акатль ("Один тростник"). Что касается самого "божества", то оно отправилось другой майяски город - Чичен-Ицу, где ему все же удалось утвердить свою власть и свою веру. Обосновавшись на новом месте, бывший властитель Толлана сразу же построил там святилище- памятник "Пернатому змею", (индейцы связали это сооружение с календарем).

Много позже, когда пришлые тольтеки полностью ассимилировались с местным населением, постройка была преобразована в обсерваторию, откуда астрологи наблюдали за движением небесных светил и равноденствиями (так, устройство западного проема давало возможность наблюдать за весенним и осенним равноденствиями, что происходило 21 марта и 21 сентября). Таким образом, Караколь превратился в настоящий центр майяской астрологии.

Нужно заметить, что звездочеты майя пользовались двойной системой счета; календарь также не был исключением. Год длился у них 260 дней и состоял из 13 месяцев (в каждом было по 20 дней). При этом год из 260 дней назывался цолкин, а из 365 — хааб. Период времени, состоящий из двадцати лет, имел название катун; 20 катунов равнялось 1 бактуну, 20 бактунов — 1 пиктуну, 20 пиктунов - калаб-туну, 20 калабтунов — кинчильтуну, 20 кинчильтунов

Другие статьи:

Трипольская культура
Невзирая на имеющиеся условия, более-менее заметной конвергенции (смешивание, ассимиляция) между культурами разного типа в этот период не наблюдается. Однако, согласно археологических данных, достижения соседей были известны представителя ...

Н.Д. Кашкин. Н.Д. Воспоминания о П.И. Чайковском
В Москву Чайковский приехал в первых числах января 1866 года и немедленно вступил в исполнение обязанностей преподавателя по классу гармонии классы помещались при квартире Н.Г. Рубинштейна, на Моховой. Когда приглашен был П.И. Чайковский, ...

Основные принципы системы К.С. Станиславского
Система Станиславского имеет значение профессиональной основы сценического искусства. Она возникла как обобщение творческого и педагогического опыта Станиславского, его театральных предшественников и современников. Открытия Станиславского ...