Состав, структура, функции погребального обряда

Информация » Погребально-поминальный ритуал » Состав, структура, функции погребального обряда

Страница 2

Все эти функции одновременно присутствуют в течение всего обрядового времени. Но одна из них обычно доминирует над остальными, составляя характерность отдельного акта.

Доминирование какой-либо одной из функций во многом определяет специфику местных вариантов, так что расхождения в составе и последовательности обрядовых актов приобретает некоторую системную ценность.

Анализ структуры обряда с точки зрения функциональной направленности действий позволяет уточнить его композиционную решетку. Так, исчезновение 1-й функции сигнализирует границу между погребальным обрядом в узком смысле и поминанием. Доминирование 1-й функции, специфически погребальной, позволяет считать этап погребального шествия смысловой "кульминацией" обряда. Этому соответствует и наибольшая драматизация погребального шествия: усиление плачей, строгое пространственное распределение участников процессии (различное для локальных обрядов).

Представление границы между пространством смерти и пространством жизни, которому на содержательном уровне соответствуют мотивы огня, воды, стражи и т.д., на уровне конкретных обрядовых актов воплощается:

─ в границах тела умершего (особые предписания о прикосновении к нему; недопустимость открытых глаз);

─ в одежде (предписания о глухой замкнутости – или наоборот, расстегнутости одежды; приемы шитья – не шитья савана и др.);

─ в границах гроба (предписания о глухой замкнутости – или, напротив, проделывание окон в гробу);

─ в границах дома: стенах (сон о падении стен наружу – к смерти); крыше (при кончине на крыше гремит); окнах; дверях (затворение и растворение дверей в определенные моменты обряда; непроизвольно раскрывающаяся дверь – к смерти); пороге (стук о порог гробом при выносе); лестнице (мотив "покривившихся лесенок" в плаче); печи (которая, очевидно представляет собой ход в мир стихий, в землю, в ветры – вызывание ветра для мельниц при помощи магии с печью, бросание веников в печь);

─ в границах села (на них совершается "погребение вещей", битье горшков, удары топором);

─ в границах кладбища, в ограде (поверья о смерти тех, кто выйдет с кладбища первым (последним);

─ в границах могилы (если края осыпаются – к новой смерти).

Мы видим, что границы противопоставляют в обряде внутренний локус внешнему. Действо смерти осмысляется как направленное из экстерьера в интерьер (вторжение смерти в дом при кончине), так и наоборот (из дома покойного ничего нельзя выносить…).

Акты обряда направлены как на пресечение, так и на усиление этого движения.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Сергиевский государственный историко-краеведческий музей
Учитывая многочисленные предложения и пожелания жителей района об открытии в Сергиевске историко-краеведческого музея, исполнительный комитет решением от 6.12.89 г. образует общественный организционный комитет по создания историко-краевед ...

Общественно-историческая школа
Итак, какие же направления и школы существуют в культурологии? Безусловно, следует иметь в виду, что деление на школы весьма условно и границы между ними часто размыты, так как каждая школа нередко использует взгляды и достижения своих пр ...

Каковы же характерные особенности античной культуры
Прежде всего античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески—это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противосто­ящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружаю­ща ...