Североамериканские индейцы

Информация » Обычаи и традиции народов Северной Америки » Североамериканские индейцы

Страница 2

Томагавк из рога оленя на протяжении всей истории индейцев служил символом доблести мужчины-война. Томагавк – это топорик с длинной рукояткой. Конструкция томагавка претерпела эволюцию. Наиболее древней формой этого оружия ближнего боя был томагавк из рога оленя-карибу. В короткий спиленный отросток такого рога вставлялось кремневое острие или металлическое лезвие. Длинный отросток служил рукояткой. Нижняя часть рукоятки украшалась бахромой из замши. Позднее рукоятка делалась из дерева, украшалась по традиции бахромой, а в верхний конец вставлялось металлическое лезвие. Так выглядели томагавки степных индейцев. Позднее, когда индейцы Прерий познакомились с европейцами, те стали подносить в подарок индейским вождям томагавки, совмещённые с трубкой мира.

Трубка мира – священный предмет, украшенный перьями орла, которые символизировали благоденствие и благополучие.

Наиболее древние ритуалы, в которых использовалась трубка мира, были посвящены культу плодородия. Индейцы собирались вместе и рассаживались по кругу. Наиболее почитаемый человек – военный предводитель, вождь или старейшина – раскуривал священную трубку, делал несколько затяжек и передавал сидевшему рядом воину. Тот делал несколько затяжек и передавал соседу. Так трубка обходила всех участников церемонии по кругу, объединяя их. Дым поднимался к небу, символизируя грозовые облака. Участники церемонии призывали их пролиться дождём. Дождь, благополучие и мир были тесно связанными понятиями. Поэтому, когда индейцы заключали мирные соглашения, прекращали военные действия, они совершали ритуал, аналогичный ритуалу вызывания дождя: садились по кругу и раскуривали трубку мира. Европейцы, воевавшие с индейцами и не раз наблюдавшие ритуалы во время церемоний заключения перемирия, так и называли священную трубку индейцев - << трубку мира >>.

Жилища и быт

Жизнь индейцев протекала в практичных небольших типи. Типи – это жилище для одной семьи, рассчитанное на использование круглый год. В центре типи располагается очаг, дым от которого выходил через дымовое отверстие. Это отверстие можно было в случае плохой погоды закрыть шкурой. Нижний край покрышки часто приваливали камнями или пришпиливали к земле с помощью костяных или деревянных колышков. Летом его приподнимали, чтобы проверить помещение. В типи уютно и тепло в зимнее время, порой бывает немного душно от дыма. Типи - коническое сооружение из жердей, покрытое 8-12шкурами бизонов. Шкуры искусно выделаны и сшиты.

Внешняя сторона покрышки типи обычно украшалась росписью. Это была особая форма мнемонического письма.

Рисунки, которые покрывали нижний край покрышки типи, рисовали женщины. Эта форма изобразительного искусства передавалась от матери к дочери и была очень древней. О древности идеи нанесения изображений на кожаные покрышки шалашеобразных жилища свидетельствует сам архаический стиль рисунков. Рисунки плоскостные, в композициях отсутствует перспектива, наиболее значимые изображения выделялись более крупными размерами. Фигуры скачущих на лошадях всадников с копьями, облачённые в пышные перьевые уборы, изображения пеших воинов, собак животных настолько обобщенно нарисованы, что напоминают знаки-символы. Это действительно знаки, подобные буквам алфавита. Сама роспись покрышек была также особой формой рисунчатого письма.

Например, рисунки можно было прочесть следующим образом:

<<…владелец типи в этом году отбил у индейцев кроу три лошади, другой год он принял участие в танце Солнца>>. Во время перекочевок колья складывали ни V-образную волокушу, которую тащила собака или лошадь.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Пирамида, как символ египетской культуры. Религия Древнего Египта
К периоду Древнего царства (2900—2270 до н. э.) относится начало строительства пирамид, которые стали символом Египта не только потому, что их множество в Гизе, Саккаре, Абусире, возле Фив и Мемфиса (только в окрестностях Каира их 67),— п ...

Социально-историческая обусловленность творческой деятельности в искусстве особенностями и уровнем развития эстетической жизни общества
Поиски новых путей социального развития - характерная черта нашего времени. Искусство в этом отношении не составляет исключения. Каково отношение искусства к общей тенденции изменения общественного развития в постсоветский период - это во ...

Вершина творческой деятельности человека
Чтобы красоту создать, нужно самому быть чистым душой. М. И. Глинка По-моему, писателю полезно думать о смерти — так лучше работается. Т. Уильямс Независимо от различия суждений и личных эстетических вкусов существует верное и невер ...