Содержание речи

Информация » Подготовка публичного выступления » Содержание речи

Страница 1

"Изобретение мыслей". Это замечательное словосочетание родилось еще у античных риторов. Именно с изобретения мыслей начинается хорошая речь. Чем глубже, серьезнее мысли, тем более содержательна речь с их изложением. Точно подметил В. Гюго: "От полноты мысли зависит богатство речи". Отсутствие мыслей, достойных выступления, справедливо расценивается как пустая болтовня.

Старое правило гласит: оратор должен говорить так, чтобы его не только можно было понять, но и невозможно было не понять.

Имеет большое значение, кому говорить. Ведь цель оратора - воздействовать на сознание слушателей. Поэтому важной частью подготовки выступления является анализ аудитории и ее интересов. Без заинтересованности слушателей бесполезно рассчитывать на успех выступления. Говорить следует о том, что заинтересует аудиторию. Как хороший портной кроит костюм по фигуре заказчика, так хороший оратор исходит из интересов слушателей.

Всякое выступление должно иметь стержневую идею, которую необходимо ясно сформулировать перед аудиторией. Когда слушатели знают цели, которые ставит выступающий, это усиливает их внимание.

Прежде чем исполнять симфонию, дирижер добивается чистоты звучания основных аккордов. Так и для оратора важно, чтобы стержневая идея была ясна для слушателей.

Стержневая идея имеет большое значение и для самого выступающего, являясь связующим звеном для отдельных положений его речи.

Выступление может иметь несколько стержневых идей, но не более трех (если только они не взаимосвязаны).

Не пытайтесь "втиснуть" слишком много материала в ограниченное время. Помните: "Где мало слов, там вес они имеют" (Шекспир). Просрочка времени или перескакивание с одного на другое в процессе выступления может непоправимо испортить его. Нередко трудно использовать в выступлении весь имеющийся материал, поэтому он должен быть отобран исходя из степени убедительности. Об остальном можно только упомянуть и предложить желающим ознакомиться с ним после доклада.

Отбирая материал для выступления, уместно руководствоваться следующей мыслью Аристотеля:

"Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз больше".

Чтобы рассчитать объем выступления, надо исходить из того, что чтение одной страницы машинописного текста, напечатанного через полтора интервала, занимает две минуты, если не делаются отступления. Последние обычно отнимают много времени.

Обилие разделов обычно указывает на то, что автор досконально не продумал главную мысль. Нет необходимости намечать более четырех-пяти основных положений, так как аудитория не в состоянии удержать большего в памяти. Иногда даже два раздела могут оказаться достаточными, особенно если вы желаете сравнить две книги, два учреждения или закона, двух людей. Всегда количество отдельных пунктов, охватываемых в речи, должно соответствовать отведенному времени. Если оратор спешит, чтобы успеть охватить все разделы, слушатели потеряют нить и будут скучать. Они чувствуют удовлетворение, когда полностью разделались с одной идеей, прежде чем перейти к другой.

Если время выступления не ограничено, то это не означает, что можно не заботиться о продолжительности выступления.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Собственная оценка
Меня поразил талант Альбрехта Дюрера. Картина произвела на меня очень положительное впечатление. Четыре апостола прямо потрясла меня. А в этой картине я усматриваю нечто, как сказали бы философы, иррациональное, сверхразумное, мистическое ...

Искусство эпохи мезолита
В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII—VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди созда ...

Процесс формирования корпоративной культуры
Корпоративная культура, как и всякая система, имеет свой жизненный цикл, то есть проходит все этапы от зарождения до ликвидации (исчезновения, замены). Зарождение корпоративной культуры обычно происходит с возникновением новой хозяйствую ...