Общая характеристика эпохи Возрождения

Информация » Подход к потребностям человека в эпоху Возрождения » Общая характеристика эпохи Возрождения

Страница 3

Взаимопроникновение церковного и светского происходит и в музыке. Конечно, Жоскен де Пре, Орландо Лассо, Палестрина пишут на латинские тексты мессы, мотеты в строгой полифонической манере. Но они же пишут многоголосные светские песни — французские шансон, немецкие Lied, итальянские мадригалы. И вот удивительно: в светских песнях применяются те же приемы полифонии, что и в мессах, а в основу месс кладутся темы светских песен.

Поэтому можно сказать, что в искусстве Возрождения происходит не только секуляризация, обмирщение искусства, сколько взаимопроникновение, смешение фольклорного, светского и церковного.

Важнейшую опору теоцентрического мировоззрения Средневековья составляла идея уподобления Богу. Бог мыслился как внемировое, таинственное существо, субстанционально противопоставленное природе и человеку. Уподобление Богу при таком понимании становилось тщетной попыткой слабого и конечного человека дотянуться до сверхприродного божественного существа.

Показательным документом пренебрежительно-аскетической трактовки стал один из многих трактатов видного католического теолога кардинала ди Сеньи, будущего могущественного папы Иннокентия III. Идейная направленность этого переполненного цитациями из Библии трактата проводится весьма настойчиво и выражена уже в самом заголовке – «О презрении к миру, или О ничтожестве человеческого состояния». Основная идейная база автора – догмат о первородном грехе Адама и Евы. В свете его развивается крайне пессимистическая оценка антропологии, психологии и моральности человека и человечества. Потомки Адама и Евы в своих жизненных функциях уступают многим животным, демонстрирующим большую силу, большую ловкость и большую приспособленность к условиям своей жизни. Чувства человека объявляются безнравственными. Душа фактически лишена в этом трактате познавательной силы, в которой проявляется подлинное превосходство человека над любым животным.

Если в теоцентрическом мировоззрении Средневековья заметно преобладало восприятие человека как родового существа, то гуманистический антропоцентризм видел в нем прежде всего индивидуальное существо, духовные потребности которого неотделимы от телесных, тоже с необходимостью взывавших к удовлетворению. Отсюда дружное неприятие гуманистами идей кардинала ди Сеньи, книга которого была им хорошо известна. Её мрачный пессимизм отвергал Петрарка в одной из глав своего трактата «О средствах против всякой фортуны», а затем и другие гуманисты.

Наиболее систематично выступил против идей католического автора Джаноццо Манетти. Среди многих его произведений выделяется глубиной своей гуманистической направленности трактат «О достоинстве и превосходстве человека», в самом названии которого заключена оппозиция трактату кардинала ди Сеньи.

Сопоставляя человека с животными, Манетти подчеркивает его физические и эстетические преимущества. Он указывает, что человеческие чувства, даже если они свойственны слабому, ущербному, бренному телу, позволяют человеку достичь более интенсивных и содержательных наслаждений по сравнению с любым животным. Универсальность человеческой деятельности имеет столько благотворных сторон, что в целостной человеческой жизни наслаждения сильнее тягостей, которые её столь часто омрачают. В обретении человеческой свободы душа играет решающую роль потому, что она заведует многообразными функциями человека. Христианское положение о бестелесности души вполне разделяется Манетти. Он считает, что роль души превосходит роль тела.

Больше всего специфика человека в качестве духовного существа определяется тем, что Бог наделил его способностью действовать и познавать, которая и составляет собственный долг человека. Тем самым молитвенное созерцание теоцентризма сменяется в антропоцентризме Манетти всемирным утверждением активности человека. Качеством, высоко поднимающим человека над животным миром и сближающим его с Богом, служит, наряду со способностью познания и запоминания, свободная власть воли. Знаменательно, что этой способностью человека наделили «либо Бог, либо природа». Свободная воля делает человека господином по сути всего земного. Если Бог – творец всего сущего, то человек творец цивилизации и культуры.

Преодолевая теоцентрическую созерцательность средневековой религиозной мысли, Манетти выдвигает понятие человеческой деятельности, без которого нет нового понимания человека.

Опираясь на понятие свободы воли, отождествляя его с понятием свободы и связывая с понятием фортуны, гуманисты вступили на путь преодоления созерцательного понимания познания, которое преобладало у античных философов и полностью определяло его средневековые трактовки.

В гуманистическом морализировании, охватившем человека и как природное, и как социальное существо, невозможно не увидеть эпохальных философских и социальных достижений. Они в особенности связаны с провозглашением принципиальной доброты человеческой природы и, что ещё более важно, принципиального равенства всех людей независимо от их рождения, от их принадлежности к тому или иному сословию. Определение человеческой личности через личные заслуги человека, благодаря его собственной деятельности, а не через родословную принадлежность к тому или иному сословию было, возможно, наиболее ярким выражением роли гуманистов как идеологов нарождавшегося – буржуазного общества.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Духовные и художественные истоки Серебряного века
Ко­нец XIX в. стал для русской культуры важной точкой, момен­том поиска нового самосознания. С точки зрения общественно-политического и духовного развития казалось, что все замер­ло, затаилось в России. Об этом времени А.А. Блок написал ...

Роль фантазии, воображения в процессе творчества
Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение, достойное этого имени, имеет идейное содержание, но в отличие от научного тра ...

Какие же это были зеркала
Чаще всего их изготовляли из бронзы и серебра - они хорошо отражали и не заволакивались окисными пленками. А в богатых домах употребляли даже драгоценные зеркала из золота и платины. Древние греки чаще всего делали круглые зеркала с ручк ...