Гуманисты XIV-XVI вв. Их мировоззрение и деятельность

Информация » Подход к потребностям человека в эпоху Возрождения » Гуманисты XIV-XVI вв. Их мировоззрение и деятельность

Страница 2

Пико делла Мирандола – глубоко образованный аристократ, знавший древние языки, восточные языки и философию. Видный гуманист, смело выступивший против засилия схоластики и догматизма. В 1486 году Пико опубликовал «900 тезисов для защиты на диспуте в Риме», которые открывались работой «Речь о достоинстве человека».

Пико трактовал известный христианский тезис о создании человека Богом по своему образу и подобию в свете идей античной философии. Человек – это центр Вселенной, «микрокосм», поэтому человек выше всех смертных существ и может творить свою собственную природу. Человек свободен, его свобода не ограничена вмешательством Бога. Человек имеет свободную волю, которая ограничена только «мировым порядком». Если человек преступает «мировой порядок», он теряет свое высокое достоинство. Бог не подавляет человека, его творческих возможностей, предоставляет ему свободу поступков и мыслей в рамках законов природы и общества.

Когда человек познает свою природу, свою деятельность, законы мира, пути к истине и благу, он «естественно счастлив». Человеку доступны все виды счастья. Сначала он через этику очищается от своих пороков, затем совершенствует свой разум философией, через теологию познает божественное. Без философии нет человека, считал Пико, поэтому каждый должен ею заниматься.

Основу достоинства человека Пико видел в способностях к творчеству и познанию законов «мирового порядка». Высшие законы доступны через веру, через высшее откровение. Законы мира постижимы через разум.

Эразм Роттердамский – выдающийся мыслитель эпохи Возрождения. Он обращается к конкретному человеку, показывает, что без человеческих пороков и слабостей нет и самого человека. Эразм понимает, что обладание универсальным знанием, если бы оно было возможно, лишило бы человека его индивидуальности. Поэтому одну из своих работ он называет «Похвала глупости». В этом памфлете он сатирически изображает полностью добродетельного, лишенного эмоций мудреца. Познание человеческих пороков и его глупости, как неотъемлемой части его индивидуальности, в названную эпоху было во многом уникальным явлением в истории западной философии вплоть до современной стадии её развития.

Пьетро Помпонацци – типичный представитель ренессансной университетской культуры и философских традиций модернизированного аристотелизма. Помпонацци выходит за рамки аристотелевской традиции. Он считает, что Аристотель, как любой человек, мог ошибаться, и опыт Аристотеля гораздо важнее, чем его авторитет. Основные труды: «Трактат о бессмертии души», «О фатуме, свободе воли и предопределении».

Помпонацци принимает идею человека-«микрокосмоса», «малого мира». Человек является особым миром, он может придать себе любые качества и свойства. Это не только свойства добродетели и интеллекта, но и низменные свойства. Человеку присуща особая нравственность, несводимая к явлениям в мире животных. Соблюдать принципы нравственности очень тяжело, почти невозможно для большинства людей. Здесь Помпонацци делает оригинальный вывод, утверждая, что нравственная жизнь больше сочетается с признанием смертности души, чем её бессмертия. Если бы люди были добродетельны только из страха смерти, перед наказанием в «иной жизни», они бы осквернили саму добродетель. Однако для Помпонацци бессмертие души – неоспоримая истина, но истина веры, а не разума.

Душа в человеке – это главное, но душа смертна. Если человек умирает, душа этого человека сливается со всеобщим духом – Божеством, становится моментом надындивидуального разума.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Общекультурное значение художественного творчества
Со временем цели становились все менее идеальными, все более реальными, все более земными и только художественное творчество оставалось сферой совпадения целей и идеалов. Общество развивалось, идеалы как бы умирали, подменялись целями. Ис ...

Строение культуры
Деление культуры на типы: · I классификация выделяет: 1. материальная культура 2. духовная культура 3. промежуточная стадия – материальный носитель духовной культуры · II классификация Тип и признак Элитарная культура Массо ...

Значения аранских орнаментов
Многие узоры имеют религиозное происхождение, среди них и кельтские символы. Некоторые из них представляют собой предметы быта: канаты, ульи, зигзагообразные линии, обозначающие витиеватые тропинки вдоль крутых утесов. По одной из легенд, ...