Гуманистическое понимание культуры

Информация » Понимание культуры в классической и постклассической западноевропейской философии » Гуманистическое понимание культуры

Страница 1

Эпоха Возрождения открывает новый этап в осмыслении культуры. Она охватывает три века – с XIV по XVI. Мощно проявилась тенденция к возврату к античным идеям и ценностям. Культура воспринимается как неотъемлимая черта совершенной гармоничной личности. Вместе с тем, мыслители Возрождения не остановились на воскрешении Античного идеала, но сформировали новое понимание человека как личности, творящей культуру. Ведущая идея эпохи Возрождения – гуманизм, понимаемый как новое мировоззрение, в центре которго находится человек.

В эпоху возрождения индивид преобретает самостоятельность. Он обретает новое самосознание, он склоняется к приписыванию своих заслуг собственному таланту, а не промыслу Божию. В отличие от философов Античности, мыслители эпохи Гуманизма ставили на первый план не гармоничную природу (космос), а самого человека-творца собственного мира. Художник, подражая природе, старается её превзойти, обнаружить собственный талант. Бог дал человеку свободную волю и человек сам должен найти своё место в мире – вместе с силами добра или зла. Тем человек и отличается от природного мира, что он творит самого себя сам. В этом заложены для него бесконечные возможности.

Человек в эпоху Возрождения в полной мере ощутил себя творческой личностью. Идеалом этого времени становится Художник. История выдвигает на первый план творцов. Таковыми были, например, Л. да Винчи, Б. Челлини, Данте, Петрарка, Пико делла Мирандола и др.

Б. Челлини был не только художником, но и ювелиром, занимался фортификацией, артиллерией, архитектурой, резьбой по дереву, чеканкой монет. Кроме того. Он хорошо играл на кларнете и флейте, быд талантливейшим скульптором. Фигура художника приобрела символическое значение. Он своей деятельностью не просто удовлетворяет свои частные интересы, он творит вечное – мир, красоту, самого себя.

Реакцией на доктринальную средневековую идею схоластической учёности как следованию канону стала ренессансная идея humanitas. Её суть состоит в стремлении основать веру не на церковных догматах, а на разуме и устремлениях самого человека. Эпоха Возрождения ни в коем случае не была временем безбожия, просто путь к вере был переосмыслен. Человек, коль скоро в его личности есть божественное начало, способен собственными усилиями достигать вечной святости.

Против обязанности искать Бога под надзором церкви впервые выступил Данте. Он противопоставил бессмыслице средневековой схоластики с её упражнением в беспредметных дискуссиях своё поэтическое слово, возвысившее человека. Затем против университетской учёности выступил Петрарка, который видел призвание человека в прославлении себя среди современников бессмертными творениями. Подлинное величие человека они видели не в церковной святости, не в университетской учёности, но в активном творческом воплощении божественного начала в человеке. В их творчестве поэтическое слово становится связующим звеном между Божественным Логосом и человеческим языком.

Философы Ренессанса размышляют о многих вещах, но главная тема, которая волнует их всех, — это природа человека. Человек предстает как центр мироздания, как начало всех начал. Следует отметить, что антропоцентризм в какой-то степени был свойственен и средневековой философии, но схоластами проблема человека ставилась совершенно в ином ключе. В их трудах речь шла в основном о греховной сущности человека и его спасении путем обретения религиозной веры и Божественной благодати. Человек, в их представлении, создан для того, чтобы тяжкими трудами, аскезой, подвигами во имя Господа доказать свое право на вечную жизнь на небесах после окончания срока его земного существования. Философов же Ренессанса человек интересует, прежде всего, в его земном предназначении. Его отношения с природой и Богом ими рассматриваются в рамках нового, пантеистического понимания мира. Для них человек — высшая ступень в иерархии бытия, подлинная, а не мнимая «мера всех вещей» или, если использовать знаменитое выражение Шекспира, «венец живущего, краса Вселенной».

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Древнерусские народные ремесла
К XII–XIII вв. древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского художественного стиля. В основ ...

Мегалиты
В III – II тысячелетиях до нашей эры появились сооружения из огромных каменных глыб – мегалиты (от греч. «мегас» - «большой» и «литос» - «камень»). К мегалитическим сооружениям относятся менгиры – вертикально стоящие камни высотой более д ...

Культура эпохи Возрождения: литература, архитектура, искусство
Эпоха Возрождения (Ренессанс) стала переходной эпохой между средними веками и новым временем. Хронологические рамки 14-17 вв., место зарождения – Италия (Флоренция). Термин Возрождение был впервые применен итальянским художником и архитек ...