Становление теории культуры в Новое время

Информация » Понимание культуры в классической и постклассической западноевропейской философии » Становление теории культуры в Новое время

Страница 1

Новое время (XVII – XVIII) – это отдельная эпоха в истории философии, закончившаяся становлением немецкой классической философии. Развитие новых общественных отношений утверждало роль человеческого разума, востребовало его активность и свободу, предпринимательство во всех сферах человеческой деятельности. Человек становится реальным субъектом и творцом истории и культуры. Мыслители Нового времени осуществили попытку ответить на многочисленные вопросы, связанные с культурой. При всём многообразии культурологических концепций во всех них творцом культуры признавался человек.

Коренные перемены в образе жизни европейцев, в политической организации общества (XVII век — век двух буржуазных революций: английской и нидерландской, которые привели к возникновению в первом случае конституционной монархии, а во втором — федеративной республики), наконец, в материальном базисе ведущих европейских стран (переход от мануфактурного к фабричному способу производства) сопровождались не менее существенными трансформациями в области гуманитарного знания. Прежде всего, меняется состав тех, для кого размышления о природе вещей, сути бытия и смысле человеческого существования были профессией. Это уже были люди науки, политические деятели, естествоиспытатели, совмещающие в себе качества ученых, философов, моралистов, богословов (Ньютон на закате своей жизни написал несколько томов комментариев к Библии). Философы Нового времени похожи на своих предшественников на философском поприще мыслителей Ренессанса по разносторонности дарований, широте взглядов, цельности натуры (Гоббс был государственным человеком, политэкономом, переводчиком античных текстов; Декарт — математиком, физиком, психологом и гносеологом, а его математические трактаты, мемуары и философские работы могут рассматриваться как образцы французской прозы; Спиноза — искусным оптиком, у которого консультировался сам Лейбниц, гениальным философом, этиком и, кроме того, крупным биологом, собравшим уникальный гербарий и описавшим множество видов растений), однако их научные интересы весьма существенно отличались от интересов мыслителей Ренессанса. В Новое время, философия хотела быть научной, а наука философичной. Наиболее ярко эта черта философии Нового времени проявилась в деятельности Бенедикта Спинозы, который одно из своих основных сочинений «Этику», написал в виде математического трактата с постановкой задач, доказательством теорем, обоснованием прямых и обратных гипотез. Главное, на чем акцентируют внимание философы Нового времени, — это проблема природы и вопросы ее познания. Эти темы проходят красной нитью через работы Фрэнсиса Бэкона и Декарта, Паскаля и Спинозы, Ньютона и Лейбница и многих других. Значительно меньше внимания они уделяют тем вопросам, которые волновали мыслителей Ренессанса, в том числе проблемам человека и культуры. Однако это вовсе не означает, что представители общественной мысли XVII века ничего не сделали для осмысления этих феноменов.

Характерной чертой новоевропейской культуры было её негативное отношение к традиции. Объективной основой для этого был распад прежних порядков и форм общественной жизни, а вместе с ними и отвержение прежней философской парадигмы. Вследствие с этим мыслители Нового времени своим девизом провозгласили отказ от опоры на авторитеты и строили здание новой философии на фундаменте концепции “естественного разума”.

Так, согласно англ. ф-фа Дж. Локка (1632-1704), любое следование традиции основано на чужом мнении, поскольку у каждой идеи когда-либо существовал автор. Предпочесть чужое мнение собственному – значит отказаться от собственного разума и от своей свободы.

Рене Декарт (1596-1650, фр.ф-ф, матем, физик и физиолог) считал даже, что выросший в пустыне одинокий здравомыслящий человек собственными усилиями без воспитания и обучения способен открыть все необходимые истины, какими располагает обучение. Нет необходимости в исторической передаче знаний, общении с современниками, даже чтении книг.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Чтение и образование
Тесная связь между регулярностью, продолжительностью, содержанием чтения и уровнем образования считается доказанной. Лица с высшим образованием имеют дома больше книг, чем малообразованные; в целом по мере роста образования роль чтения в ...

Особенности первобытного искусства
Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. В то время люди ещё не знали металла, и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век. Люди каменного ...

Агонистика. Развитие системы игр в Греции
Олимпийские игры — самые крупные и самые популярные международные спортивные соревнования, на которые каждые четыре года съезжаются лучшие спортсмены всей планеты. История современных Олимпийских игр насчитывает немногим более ста лет. О ...