Становление теории культуры в Новое время

Информация » Понимание культуры в классической и постклассической западноевропейской философии » Становление теории культуры в Новое время

Страница 2

В этих категоричных высказываниях проявилась идея о том, что разум как способность является специфически человеческим качеством и присущ поэтому всем людям во все времена. Все равно разумны, а поэтому нет надобности ни в каких авторитетах: они только затемняют естественный свет и лишают мышление самостоятельности. Истинным признавалось только то, что удостоверено собственным разумом человека.

Как мы видим, просветители очень высоко оценивали способность человека мыслить самостоятельно. Вследствие этого перед ними не мог не встать вопрос об адекватности восприятия разумом действительности. Декарт требовал освободить разум от присутствующих в нём несовершенных идей, подвергнуть сомнению все прежние знания и выстроить на новом месте здание новой науки. Программа очищения разума детально была сформулирована в творчестве Ф. Бэкона (1561-1626 гг., англ.фил-ф). Он считал необходимым очистить разум не только от заимствованных, внешних предрассудков, но и происходящих из его собственной природы “призраков”- предрассудков.

Важной частью философских учений Декарта и Бэкона стала разработка эффективного метода познания, основанного на опыте. Большинство мыслителей XVII века были убеждены в громадных практических возможностях научного знания и рассматривали его применение как достаточное условие для господства человека над природой. Они надеялись, что наука способна обеспечить благополучие людей, а потому культивирование познающего разума представлялось главным средством научного познания и совершенствования общества.

XVII век – становление рационалистического мышления, что было выражено в торжестве научных знаний. Т.о., ведущая доминанта культуры Н.в. – наука и ее практичность.

Критика подобного подхода была начата Ж. Ж. Руссо, который предпринял попытку исследовать культуру как противоречивое единство природного и социального, общественного и индивидуального. Уже в своём первом трактате Руссо сделал вывод, что во все эпохи у всех народов с подъёмом наук и искусств деградировала нравственность, распространялась роскошь и падение нравов. Все науки и искусства, по мнению Руссо, порождены пороками и вредны по результатам, они порождают праздность и закрепляют неравенство. Предпочтение Руссо “доцивилизованного” общества было воспринято многими как призыв отказаться от благ цивилизации в пользу природы. В 3 трактате “Об общественном договоре” он трактует противоречивость общественного прогресса более оптимистически. Руссо допускает в будущем возможность создания демократического государства с гражданской свободой, равенством и братством. Руссо утверждал необратимость общественного прогресса и вследствие этого невозможность возврата к доцивилизованному сосотянию.

В творчестве Д. Б. Вико впервые появляется идея целостности культуры. По его мнению, история создана самими людьми и поэтому доступна их осмыслению. Меняя “материю” истории, люди меняют и себя самих. Однако в процессах деятельности людей Вико обнаружил нечто, выходящее за пределы их воли и желаний – действие Божественного провидения. С одной стороны, история является действием людей, а с другой – Бога. Важной задачей “новой науки” Вико считал исследование всего, что создано людьми – языка, обычаев, искусства, системы права и т. д. Природа человека была определена им как общественная, поскольку все народы проходят в поступательном движении 3 стадии: век Богов, век героев и век людей.

В центре внимания И. Гердера были вопросы сущности культуры и её смысла. Согласно его концепции, человек есть высшее и последнее звено природы. Культура является результатом эволюции бытия и приходит на смену космогенезу и биогенезу. Именно культура отличает человека от животных и составляет его специфическую сущность. Язык – переходное звено между природой и культурой, между поколениями. Средство развития ремесла, науки, искусства. Смысл культуры Гердер видит в её гуманизации. Таким образом, культура по Гердеру является результатом развития человеческого разума и воплощается в деятельности. Она не противостоит человеку, а является средой его обитания.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Падение архитектурного чуда
Высказывались предположения, что кривизна башни задумана зодчими изначально - ради демонстрации их удали и незаурядного архитектурного умения. Но гипотеза эта не слишком правдоподобна. Куда более вероятно другое: архитекторы знали, что ст ...

Искусство эпохи Мезолита
В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII – VIII тысячелетия до н.э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на встречу пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди со ...

Творчество Арата Исодзаки
Арата Исодзаки родился в 1931 г. в Оита. В 30 лет он окончил отделение архитектуры в Токийском университете. Некоторое время он работал под началом Кендзо Танге. В 1963 г. он основал собственное бюро. Арата Исодзаки читал лекции в Токийск ...