Классические концепции культуры

Информация » Понимание культуры в классической и постклассической западноевропейской философии » Классические концепции культуры

Тема свободы была одной из центральных в философии Нового времени. Однако только в творчестве основоположника немецкой классической философии И. Канта было по-новому осмыслено взаимодействие свободы и культуры. По мнению, нем. философа существует 2 мира: мир природы (все сущее, все то, что есть на самом деле) и мир свободы (то, что должно быть, но на самом деле не существует). Человек принадлежит к 2-м мирам, но подлинно человеческому существованию должен быть мир свободы. Культура, по Канту, это есть все то, что создано человеком. Поэтому культура относится к миру природы. Задача культуры – подготовить человека к его свободе, т.е. к возможности ставить любые цели и достигать их. В самой культуре кант выделяет: культуру воспитания и культуру умения. Культура воспитания предполагает научение человека управлять своими эмоциями, желаниями и страстями, а культура умения – научение наукам, искусству культуре общения и выступает как средство постижения человеком своего бытия.

Для Канта история культуры заключается в преодолении человеком “грубости и животности”, в развитии его духовных качеств. Именно нравственность возвышает человека над природой, характеристикой которой является чувство. Долг определяет человеческие поступки извне, однако исполнение морального долга – дело доброй воли самого индивида. Нравственные принципы должны исполняться людьми не по принуждению, а по доброй воле, поэтому на высоконравственные поступки способен только свободный человек. Человек – высшая культурная ценность и поэтому любые попытки принизить его бесчеловечны. Если человек как моральное существо с уважением относится к самому себе, то так же он должен относиться и к другим людям. Причем мораль не является данной человеку изначально, оно воспитывается в процессе его жизнедеятельности. Мораль и свобода тесно взаимосвязаны.

Г. В. Ф. Гегель рассматривал культуру как реализацию мирового духа. Вся культура есть поступательное воплощение в тех или иных феноменах или явлениях мирового Разума. У человека мировой разум реализуется в речи, философии, науке и т.д. Для Гегеля культурность является не только преодоление биологического, а приобщение человека к мировому целому. Такое приобщение возможно только через знание. Таким образом, Гегель вводит понятие «образование», которое у него тождественно культуре. Образование, по Гегелю, – процесс внутреннего самосовершенствования, предполагающее внутреннюю и осознанную самодисциплину.

Всемирный исторический процесс – поступательное движение по пути прогресса, подготавливающее «воплощение на каждой его ступени Разума на каждой его ступени разных форм и разных культур».

Философ возводит в ранг фундаментальной силы Разум. Весь исторический процесс он мыслит как процесс эволюции духа. Разум познаёт себя в природе и “субъективном духе” и, наконец, воплощается в “обективном духе”, т. е. переходит в общественные формы – право, мораль, семью. Он возвращается к самому себе в формах “абсолютного духа” - искусстве, религии, философии. Концепция Гегеля европоцентрична. Исторические культуры выстраиваются в иерархию по мере осознания свободы. Реализовав определённую форму свободы, народ проходит через стадии генезиса, расцвета, увядания и сходит с исторической сцены. Но его наследие не пропадает впустую, а хранится и используется в истории в преобразованном виде.

Другие статьи:

Сергиевский государственный историко-краеведческий музей
Учитывая многочисленные предложения и пожелания жителей района об открытии в Сергиевске историко-краеведческого музея, исполнительный комитет решением от 6.12.89 г. образует общественный организционный комитет по создания историко-краевед ...

Обряды погребального ритуала
Похоронно-поминальные обычаи и обряды занимают особое место в ритуалах семейного цикла. По сравнению с другими обрядами они более консервативны, так как отражают медленно изменявшиеся представления о смерти и взаимоотношениях живых и умер ...

Концепция культуры французских просветителей
В эпоху Просвещения был совершен третий после Возрождения и Реформации духовный переворот, окончательно покончивший со средневековой системой ценностей. Он был интернациональным движением, однако тон ему задавала Франция. Провозгласив раз ...