Марксистская концепция культуры

Информация » Понимание культуры в классической и постклассической западноевропейской философии » Марксистская концепция культуры

В творчестве К. Маркса проблема культуры воспринимается с позиции материалистического понимания истории. Согласно нему, культура – это результат деятельности человека во всех сферах бытия и сознания, она характеризует его как деятельное, общественное существо. Материальное производство (базис) детерминирует культуру (надстройку), но при этом культура относительно самостоятельна в своём развитии и не сводится к процессам материальной жизни. Культуру творит человек, он самостоятелен, но на него влияют общественные условия, которые в свою очередь зависят от материальных взаимоотношений людей. Экономика может стимулировать науку, но может и привести к распространению массовой культуры. Как особое явление общественной жизни, культура имеет собственные законы и сама активно участвует в преобразовании базиса.

Динамика культурно-исторического процесса выступает в виде линейного развития общественно-экономических формаций. В соответствии с ними выделяются 5 типов культур: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.

Основной принцип анализа – классовый. Его абсолютизация привела к вытеснению общечеловеческих ценностей, недооценке роли и места конкретного человека.

Значительное место в учении Маркса занимает анализ категории отчуждения. Оно разрушает нормальное состояние человека. Согласно Марксу, человек ощущает себя свободным только лишь удовлетворяя свои первичные (биологические) потребности. Капиталистическое общестов порождает серию отчуждений, так 5 их форм:

1. О. человека от средств труда, в результате чего он оказывается в зависимости от их собственника;

2. О. от продуктов труда, принадлежащих собственнику;

3. О. человека от человека как равного себе;

4. О. от культуры, принадлежащей избранным;

5. О. человека от своей родовой, социальной сущности.

Сходя из формационного подхода, где каждой общ-эк. формации соответствует и тип культуры, Маркс говорит и о существовании культур 2-х антагонистических классов, а построение единой культуры может быть только после ликвидации частной собственности и установления диктатуры пролетариата.

Другие статьи:

Уместность речи
Уместность речи – сочетание грамматической правильности, целесообразности и точности с требованиями конкретной ситуации. Неуместно высказывание, содержащее в себе элементы чуждых друг другу стилей: халтурная деятельность, вдохновенный бор ...

Портреты Морозовых
Валентин Серов славился своей особой "привередливостью" к моделям. Взыскательный художник, строгая честность которого и в жизни, и в искусстве принесла ему прозвище "московского Катона", он не имел других доходов, кром ...

Молодость под знаком импрессионизма
В мастерской Глейра Ренуар заводит дружбу с начинающими художниками: Клодом Монс (1840-1926), Фредериком Бази-лем (1841-1870) и Альфредом Сислеем (1839-1899). Друзья отвергают каноны классической живописи и восторгаются работами Делакруа ...