Каких высот достигла греческая культура в эпоху классики

Информация » Понятие гармонии, меры и красоты в древнегреческом искусстве » Каких высот достигла греческая культура в эпоху классики

Страница 1

Эпоха классики (V—IV вв. до н. э.) была временем расцвета зрелой греческой культуры. Само название этого периода говорит о том, что его достижения впоследствии стали восприниматься как непревзойденный пример.

Эпоха классики связана с именами великих античных скульпторов — Фидия, Мирона, Поликлета и Праксителя. Одна из известнейших скульптур Мирона (V в. до н. э.) — «Дискобол» — изображает обнаженного спортсмена — метателя диска. В этом и других своих произведениях Мирон достиг вершин в реалистической передаче движения человеческого тела. Скульптуры работы Фидия (середина V в. до н. э.) украсили Парфенон — храм в Афинском акрополе. Произведения Поликлета представляют собой образ идеального гражданина — физически и духовно совершенного

человека.

В целом скульптура в это время освобождается от архаической статичности и переходит к динамике. Позы статуй усложняются, появляются асимметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренний мир, хотя еще остается идеал скульптурного образа спокойствия и красоты. Помимо мрамора, широко используется бронза.

Эпоха классики ознаменовалась и великолепными архитектурными постройками. В это время создаются наиболее современные памятники религиозного и светского искусства. Пожалуй, самый знаменитый памятник того времени — Афинский акрополь (акрополь — это возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города). Разрушенный персами в 480 г., он заново отстраивается на протяжении всего V в. до н. э. под руководством великого древнегреческого скульптора Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл. Акрополь и по сей день воспринимается как символ эпохи наивысшего расцвета Афин. Акрополь - храмовый комплекс, включающий ряд сооружений пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескры-Победы) и главный храм Афин — Парфенон. Парфенон представляет собой периптер — т. е. тип храма, окруженного со всех сторон колоннами. Фронтоны храма украшены скульптурными изображениями богов. На рельефном фризе изображено торжественное шествие афинян вдень праздника Великих Панафиней - торжества, посвященного покровительнице города — богине Афине. Темы изображений, украшающих метопы (прямоугольные фрагменты фриза, чередующиеся с триглифами), — борьба греков с троянцами, кентавромахия и гигантомахия (т. е. борьба с легендарными кентаврами и гигантами). Как видно, в скульптурных изображениях Акрополя получили отражение вся древнегреческая история и мифология. Прекрасно найденные пропорции, тонкая лепка архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектуры и скульптуры делают Парфенон одним из шедевров мировой архитектуры.

В понятие высокой классики входят также литературные достижения — создание жанров трагедии и комедии. Наивысшего расцвета греческая трагедия достигает в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида. Считается, что трагедия возникла из культа Диониса, когда при совершении обряда хор и один актер разыгрывали мифологические сюжеты из жизни бога, сопровождавшиеся пением и танцами. Слово «трагедия» (от греч. tragos — «козел, жертвенное животное» и ode — «песнь») можно перевести как «жертвенная песнь».

Эсхил (525—456 гг. до н. э.) ввел в представление второго актера. Так в трагедию входит диалог и драматическое действие. Постепенно роль хора уменьшается. У Софокла (496—406 гг. до н. э.) число актеров достигло трех. В трагедиях использовались и переосмыслялись известные всем мифологические сюжеты и, реже, реальные исторические события.

Античные драматурги раскрывали конфликт между личностью и неодолимой судьбой — безличной силой, господствующей в природе и обществе. Зритель, переживая все коллизии действия вместе с героем трагедии, испытывал катарсис (греческое слово, означающее «очищение»). Эсхил воспел Прометея, давшего людям огонь и восставшего против тиранической власти Зевса («Прометей прикованный»). Софокл («Царь Эдип», «Антигона») делает одной из главных тем своих трагедий соотношение человеческой воли и слепого рока, причем победа всегда оказывается на стороне последнего. Внимание Еврипида привлекает столкновение интересов личности с окаменевшими старинными традициями. В трагедии Еврипида «Медея» перед нами предстает человек, раздираемый страстями, непредсказуемый, вступающий в противоборство с внешним миром.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Архитектура постмодернизма
Важное место в художественной культуре второй половины ХХ ст. принадлежит архитектуре. Особенный интерес среди национальных архитектурных школ послевоенного времени вызывают мексиканская и бразильская. Значительные сооружения созданы такж ...

Культурная жизнь в стране в середине 60х до перестройки
Культура неосталинизма «Оттепель» продолжалась недолго. Ее окончание нередко связывают с процессом по делу писателей А.Синявского и Ю.Даниэля в феврале 1966г опубликовавших на Западе свои произведения. Период конца 60х середины 80х годов ...

Познавательное значение
Под изображениями апостолов И. Нейдерфер начертал строки из евангелий апостолов, содержащие предостережения от соблазнительных слов лжепророков: высказывание апостола Петра, предостерегающее от «ложных пророков», которые «ради жадности бу ...