Каких высот достигла греческая культура в эпоху классики
Эпоха классики (V—IV вв. до н. э.) была временем расцвета зрелой греческой культуры. Само название этого периода говорит о том, что его достижения впоследствии стали восприниматься как непревзойденный пример.
Эпоха классики связана с именами великих античных скульпторов — Фидия, Мирона, Поликлета и Праксителя. Одна из известнейших скульптур Мирона (V в. до н. э.) — «Дискобол» — изображает обнаженного спортсмена — метателя диска. В этом и других своих произведениях Мирон достиг вершин в реалистической передаче движения человеческого тела. Скульптуры работы Фидия (середина V в. до н. э.) украсили Парфенон — храм в Афинском акрополе. Произведения Поликлета представляют собой образ идеального гражданина — физически и духовно совершенного
человека.
В целом скульптура в это время освобождается от архаической статичности и переходит к динамике. Позы статуй усложняются, появляются асимметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренний мир, хотя еще остается идеал скульптурного образа спокойствия и красоты. Помимо мрамора, широко используется бронза.
Эпоха классики ознаменовалась и великолепными архитектурными постройками. В это время создаются наиболее современные памятники религиозного и светского искусства. Пожалуй, самый знаменитый памятник того времени — Афинский акрополь (акрополь — это возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города). Разрушенный персами в 480 г., он заново отстраивается на протяжении всего V в. до н. э. под руководством великого древнегреческого скульптора Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл. Акрополь и по сей день воспринимается как символ эпохи наивысшего расцвета Афин. Акрополь - храмовый комплекс, включающий ряд сооружений пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескры-Победы) и главный храм Афин — Парфенон. Парфенон представляет собой периптер — т. е. тип храма, окруженного со всех сторон колоннами. Фронтоны храма украшены скульптурными изображениями богов. На рельефном фризе изображено торжественное шествие афинян вдень праздника Великих Панафиней - торжества, посвященного покровительнице города — богине Афине. Темы изображений, украшающих метопы (прямоугольные фрагменты фриза, чередующиеся с триглифами), — борьба греков с троянцами, кентавромахия и гигантомахия (т. е. борьба с легендарными кентаврами и гигантами). Как видно, в скульптурных изображениях Акрополя получили отражение вся древнегреческая история и мифология. Прекрасно найденные пропорции, тонкая лепка архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектуры и скульптуры делают Парфенон одним из шедевров мировой архитектуры.
В понятие высокой классики входят также литературные достижения — создание жанров трагедии и комедии. Наивысшего расцвета греческая трагедия достигает в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида. Считается, что трагедия возникла из культа Диониса, когда при совершении обряда хор и один актер разыгрывали мифологические сюжеты из жизни бога, сопровождавшиеся пением и танцами. Слово «трагедия» (от греч. tragos — «козел, жертвенное животное» и ode — «песнь») можно перевести как «жертвенная песнь».
Эсхил (525—456 гг. до н. э.) ввел в представление второго актера. Так в трагедию входит диалог и драматическое действие. Постепенно роль хора уменьшается. У Софокла (496—406 гг. до н. э.) число актеров достигло трех. В трагедиях использовались и переосмыслялись известные всем мифологические сюжеты и, реже, реальные исторические события.
Античные драматурги раскрывали конфликт между личностью и неодолимой судьбой — безличной силой, господствующей в природе и обществе. Зритель, переживая все коллизии действия вместе с героем трагедии, испытывал катарсис (греческое слово, означающее «очищение»). Эсхил воспел Прометея, давшего людям огонь и восставшего против тиранической власти Зевса («Прометей прикованный»). Софокл («Царь Эдип», «Антигона») делает одной из главных тем своих трагедий соотношение человеческой воли и слепого рока, причем победа всегда оказывается на стороне последнего. Внимание Еврипида привлекает столкновение интересов личности с окаменевшими старинными традициями. В трагедии Еврипида «Медея» перед нами предстает человек, раздираемый страстями, непредсказуемый, вступающий в противоборство с внешним миром.
Другие статьи:
Психология героев
В четырёх апостолах также видеться воплощение основных чётырех темпераментов – холерического, меланхолического, сангвинического и флегматического. Действительно, Дюрер стремился создать разные типы людей, с их способностью к активному жиз ...
Вальпургиева ночь, день св. Вальпургии
Вальпургиева ночь – это главный шабаш ведьм, а также один из важнейших языческих праздников, посвященных плодородию. Отмечается 30 апреля в самый расцвет весны. Этот праздник связан с именем Святой Вальпургии (все почему-то считали ее муж ...
Постмодернизм в искусстве
Эстетическая специфика постмодернизма в различных видах и жанрах искусства связана, прежде всего, с неклассической трактовкой классических традиций далекого и близкого прошлого, их свободным сочетанием с ультрасовременной художественной ч ...
Разделы