Как развивалась античная философия

Информация » Понятие гармонии, меры и красоты в древнегреческом искусстве » Как развивалась античная философия

Страница 2

ученик Сократа, Платон (427—347 гг. до н. э.), после смерти учителя основал собственную школу — Академию. Платон учил, ,0 преходящие и изменчивые вещи есть всего лишь подобие и 1Тражение их умопостигаемых прообразов — «идей». Познание, в представлении Платона, — это воспоминание («анамнесис») души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Побудительной причиной духовного восхождения философ считал любовь к идее («эрос»). Платоном было разработано и учение об идеальном построении государства. По Платону, каждому гражданину государства справедливость отводит определенную роль: действительно способные к управлению государством в силу природной одаренности и образования должны руководить, другим же двум сословиям следует заниматься военным делом, сельским хозяйством и ремеслом. Кроме того, Платон активно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатониками схему основных ступеней бытия. В числе основных сочинений Платона следует назвать «Апологию Сократа», «Федон», «Федр» (учение об идеях), несколько книг: «Государства», «Теэтет» (теория познания), «Тимей» (натурфилософия).

Ученика Платона и одновременно критика некоторых его учений, Аристотеля (384—322), по праву называют энциклопедистом. В 335 г. Аристотелем был основан Ликей — перипатетическая школа. Чтение лекций философ проводил в аллеях окружавшего школу сада, прогуливаясь туда и обратно. Поэтому учеников Аристотеля стали называть «перипатетиками» (т. е. «прогуливающимися»). Интересно, что именно Аристотель был воспитателем Александра Македонского.

Сочинения Аристотеля посвящены самым разнообразным наукам: политике, биологии, физике, механике, математике, теории поэзии и театра и т. д. Аристотель был основателем формальной логики. Он же разработал стройную систему категорий философского осмысления всего существующего, которой философия пользуется до сих пор. В отличие от Платона Аристотель не отрицал реального существования материальных вещей, но и не отказывался от теории идей. Согласно разработанной им теории государства наилучшие формы государственной власти, это монархия, аристократия и «политика» (т. е. умеренная демократия). Сущность искусства философ видел в подражании мимесис»), задачу трагедии — в очищении духа («катарсис»), эллинистический период появляются новые философские учения: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм и неоплатонизм. В это время для философии характерно переключение внимания с решения универсальных задач на отдельного субъекта, его частичную жизнь и обеспечение личного счастья. Так, основатель скептицизма Пиррон полагал, что философ – это тот, кто стремится к счастью. Счастье же состоит в невозмутимости и отсутствии страданий. При этом единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании каких либо суждений о них. Эпикур также понимал философию как деятельность, дающую людям посредством размышлений и исследований счастливую, безмятежную жизнь, свободную от человеческих страданий. Отсутствие страданий является у Эпикура главным признаком удовольствия. Однако это не значит, что человек должен предаваться любому виду удовольствия. Для выбора истинных наслаждений, говорил Эпикур, требуется благоразумие, которое философ почитал главной добродетелью.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Никитский собор
Соборный каменный храм во имя вмч. Никиты существовал в Никитском монастыре давно - настолько давно, что к 1528 году он уже пришел в совершенную ветхость и был, согласно повелению великого князя Московского Василия Иоанновича, разобран. В ...

Ораторское искусство
Ораторское искусство (красноречие, искусство красноречия) — искусство публичного выступления, с целью убеждения. Ораторское искусство не следует путать с красноречием в смысле ораторских способностей — умением говорить красиво, вдохновенн ...

Выразительность речи
Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Следует имет ...