Определение культуры

Информация » Понятие и функции культуры » Определение культуры

Страница 4

Среди других антропологических концепций культуры следует выделить методологический экзистенциализм Д. Шнейдера. В отличие от Гирца Шнейдер предполагает, что культура не является особым полем значений, а просто предсуществует независимо от индивидов и агентов.

3 Культура в собственно социологическом смысле. Естественно, что приведенное выше определение культуры является базисным для всех изучающих ее наук. Но специфика каждой области знания накладывает свой отпечаток на то, какой именно аспект культуры рассматривается как основной. Поскольку социология исследует общество на разных уровнях вплоть до самых конкретных, культура здесь рассматривается более непосредственно, как система действующих в обществе или в рамках определенного социального класса общезначимых моделей поведения. Ф. Дюмон, современный социолог из Квебека, считает, что в культуре следует также выделять уровень первичной, или спонтанной, культуры - это непосредственные и не подлежащие обычно теоретическому осмыслению массовые навыки людей в быту, например, гигиенические навыки, этикет и т.п., и вторичной культуры - литература, кинематограф, живопись и т.д. С точки зрения социологии спонтанная культура как объект изучения продуктивнее, поскольку дает больше информации о непосредственной социальной жизни, в том числе и о жизни тех еще многочисленных социальных групп и индивидов, которые в значительной мере выпадают из радиуса действия вторичной культуры: не читают или мало читают книг, не интересуются искусством. Спонтанная культура разных обществ, социальных слоев и исторических эпох, а также Востока и Запада, христиан, мусульман, евреев и неверующих очень отличается.

Например, простейшие гигиенические навыки, без которых немыслима жизнь современного человека, были неведомы жителю средневековой Европы, как, впрочем, и России. Контраст для гипотетического очевидца был бы поразительным: в средние века на постоялых дворах люди плевали на пол и ели руками (вилки и ложки появились позже) из общей тарелки. Руки заменяли им и носовые платки. Привычка чистить зубы была им не свойственна. Люди средневековья не усматривали никакой связи между гигиеной и состоянием здоровья. Даже в медицинских трактатах гигиенические требования ограничивались поддержанием чистоты видимых частей тела - лица и рук, а то, что скрыто под одеждой, люди мыли крайне редко, считая это нормой.

Таким образом, спонтанная культура - это миллион больших и маленьких деталей, касающихся образа мыслей, взглядов и манеры поведения, присущих всем членам данного общества. Именно эти черты культуры делают похожими людей из одной и той же социальной среды и непохожими - людей из разных обществ и эпох. Ведь в то время, когда европейцы не имели практически никаких гигиенических навыков, их современники в исламских странах строго соблюдали предписываемое религией требование многократных ежедневных омовений, следили за чистотой рук и одежды, пользовались духами и благовониями.

Поэтому понятие «культура» имеет и такое производное значение, как «цивилизация». Мы говорим: «исламская культура», «современная западная культура», «эллинистическая культура» и т.п. В этом контексте под культурой понимается система представлений и моделей поведения, локализованная в конкретном регионе в конкретную эпоху.

Но и в рамках одного и того же общества могут сосуществовать разные культуры. Поведение русского дворянина XVIII века разительно отличалось от поведения крепостного крестьянина или купца. Они отличались одеждой, манерами, знаниями и умениями, даже языком, на котором говорили в своей среде: в высшем свете языком бытового общения был французский, а не русский. А крестьяне в большинстве были неграмотными. Впрочем, многие дворяне, пользуясь французским языком, полузабывали или изначально недоучивали русский и тоже были в нем не сильны.

Влияние культуры на индивида сильнее, чем это может показаться. Вопреки тому, что мы обычно считаем культуру чем-то вторичным и эфемерным по отношению к нашей физической природе, естественное и воспитанное так тесно переплетены в индивидуальном восприятии, что культура может даже влиять на ощущения. В частности, Р. Мельзак подверг исследованию роль культуры в том, как человек чувствует физическую боль. Выяснилось, что ощущение боли существенно зависит от принадлежности испытывающего боль к той или иной культуре. В исследованиях Мельзака речь идет о ритуале подвешивания на крюках, который все еще практикуется в некоторых областях Индии. Ежегодно там выбирается «представитель богов», которого подвешивают на стальных крюках, вонзающихся в кожу и мышцы спины. В таком виде его погружают на телегу и возят по деревням, где он благословляет урожай и местных жителей. В ходе этой длительной церемонии он никак не обнаруживает страданий, а через две недели его раны бесследно заживают. Мельзак объясняет это влиянием культурного контекста на физическое и моральное самочувствие индивида. Аналогично во многих неразвитых и традиционных обществах практикуются жестокие ритуалы с причинением участникам физических страданий, с точки зрения западного человека отвратительных и невыносимых. Однако местные жители ничего отталкивающего и предосудительного в этих ритуалах не видят и с готовностью принимают в них участие. Все это говорит о различии в отношении к боли у представителей разных культур. Наконец, самым банальным примером может служить отношение к родовой боли. В современном обществе давно практикуются разнообразные методы обезболивания в родах, и все же роды считаются болезненным испытанием. Вспомним, что современная жительница западных стран в среднем рожает 2-3 раза за всю жизнь, а многие вообще не хотят иметь детей. Однако на Востоке, в первобытных и традиционных обществах роды не обезболивают, а рожают по десять и более детей.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие статьи:

Концепции культуры интуитивистского направления
Одновременно и наряду с позитивно-социологическим направлением в культурологии развивалось и интуитивно-иррациональное. У истоков его стояли немецкие мыслители И.Г. Гаман, И.Г. Гердер, И.Ф. Гете, Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Я. Бу ...

Природа и смысл гуманитарного образования
Современное гуманитарное образование производит противоречивое впечатление. На фоне большого разнообразия направлений и форм гуманитарного образования, а также типов образовательных гуманитарных учреждений, наблюдается бедность собственно ...

Античная культура
Культуры Древней Греции и Древнего Рима объединяются понятием «культура античности». Термин «античный мир» был дан итальянскими гуманистами XV в., стремящимися возродить высокую культуру Греции и Рима. Античность по праву считается колыбе ...