Корни евразийства

Информация » Олжас Сулейменов » Корни евразийства

Страница 2

Насколько четко была отработана технология эксплуатации дороги на всем ее протяжении? Организатором такой работы поначалу, скорее всего, был Китай. Могучая Срединная империя В пору расцвета имела достаточно политических и материальных возможностей, чтобы своих исконных врагов – кочевых тюрков, от набегов которых не спасала и Великая стена, постепенно превратить в союзников и даже в служащих «на зарплате», которая выплачивалась за сохранность караванов от границ Срединной до границ Римской империи.

Китайские экономисты помогли тюркским правителям понять истину: мирное сотрудничество приносит надежный доход, чем война. Десятая часть от каждого тюка транзитного товара – оптимальная пошлина, не разоряющая торговца и удовлетворяющая хозяина территории, принимающего не себя обязанности гаранта жизни и собственности китайских коммерсантов. Экономика побеждала войну. Прежде всего – в сознании. Воистину тогдашние китайские политики поступали по принципу «Лучший способ уничтожить врага – это сделать его другом».

В процессе становления трансконтинентального торгового маршрута должна была выявиться нерентабельность «десятины» при чрезмерной раздробленности территорий. Невозможно было платить десятую часть каждому племени, через земли которого приходилось проводить караваны. Для сохранения торгового пути требовалось укрупнение транзитных территорий. Возможно, именно это и стало причиной «гуннского нашествия» - экспансии тюрков, вызвавшей большие перемещения этносов в Северной Евразии II – IV вв. н.э. В историографии это явление названо Великим перемещением народов. Первый, возможно, санкционированный великими державами передел мира в Северной Евразии. В этот период многие тюркские племена, вовлекаясь в новые племенные союзы, перемещаются в западном направлении – огузы, карлуки и др. (Например, часть тюрков-булгар приходит с берегов Волги на Балканы и, покорив тамошних славян, со временем растворяются в них, передав им свое имя (българ) и сделав значительный вклад в язык и культуру. Отчетливые следы булгаро-кипчакского письма сохраняются в кириллице. Их не смогла окончательно затушевать даже поздняя, византийская редакция, осуществленная миссионерами православия Кириллом и Мефодием в IX веке.)

Гунны дощли до Рима. Если их целью и было взять под свой контроль все территории, по которым проходил Великий шелковый путь, они этого добились.

В те времена, вероятно, и формируется его структура, состоящая по меньшей мере, из четырех крупных участков: от границ Западного Китая через Среднюю Азию до Каспия – от западного берега Каспия через все Закавказье до Византии – от Балкан до севера Аппенинского полуострова – оттуда по меридиану до Рима и в широтном направлении – до Испании.

Караваны возвращались не порожними: везли на восточные рынки западные товары.

В исследованиях Олжаса Сулейменова приводится факт, свидетельствующий о четко установленной законности прохождения товаров. Об этом в цикле статей «Дороги Шелка» Олжас Сулейменов пишет так: «Торговые караваны пользовались неприкосновенностью даже во время междоусобных войн. В древнерусской летописи описан удивительный, с точки зрения сегодняшнего читателя, случай. В разгар сражения войск князя Игоря и Кончака (1185г.) вблизи степной речкм Каялы (бассейн Дона) мимо проходил караван из Бухары. Хозяин его – купец Беловолод Просович видел исход битвы и, благополучно доведя караван до Киева, сообщил великому князю Святославу о поражении Игоря.»1

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи: