Корни евразийства

Информация » Олжас Сулейменов » Корни евразийства

Страница 3

О. Сулейменов детально прослеживает роль тюрков в организации и функционировании Шелкового пути. Он пишет: «Думаю, что в начале нашей эры тюрки были использованы именно как сильнодействующее лекарство, таран, сметавший препятствия на пути шелка. Тюрки становились самым воинственным этносом Северной Евразии. Они в буквальном смысле въехали в историю на коне.»2

Исследователь приводит детальное объяснение тому, как это произошло. Лошадь была приручена три тысячи лет назад в пустыне Гоби, где в то время обретались прототюрки. Оттуда лошадь дошла до Древней Передней Азии и Средиземноморья.

Использовалась в царской колеснице и для верховой езды аристократов. В Риме первых патрициев называли всадниками. Эта традиция была известна и казахам. Дожила она до XIX века. Весь народ от мала до велика давно уже не ходил пешком, но знатных степняков продолжали величать – «аткаминер» (букв. «всадник»).

Пока не появились стремена, не было кавалерии. Александр Македонский и его военачальники передвигались во главе своих пеших войск верхом, но начинался бой, и вожди бились в пешем порядке. Ситуация изменилась после изобретения стремян. Самые древние найдены на Иртыше. Их возраст – около двух тысяч лет. Это простое приспособление, давшее упор ногам всадника, оказало на развитие цивилизации влияние, сравнимое, может быть, с воздействием на нее четырехтактного двигателя. Уже не только воители, но вся армия – на конях. Изменилась тактика, формы вооружения, даже одежды. Брюки – это одежда всадника. Обувь с голенищем (чтобы стремя не натирало ногу), с острым носком (чтобы нога в стремя легко входила) и каблуком (чтобы нога в стремени хорошо держалась) – все элементы экипировки всадника наращивались по ходу освоения седла со стременами. Мужчины сменили долгополые наряды на одежду всадника, формы которой и подсказаны указанной функцией. Европейские кутюрье сделали разрез сзади до пояса, чтобы полы не топорщились на крупе коня, а стелились по бокам его. Франки усекли полы наподобие хвоста ласточки. Название этого костюма вполне уместно в одном ряду с наименованиями «национальных одежд»: черкеска, казакин, фрак (* франк). Вовсе укорачиваются кафтаны – входят в моду кофты, куртки… Только в тех странах, куда лошадь не добралась, мужчины продолжали носить юбки до недавнего времени – Шотландия, Юго – Восточная Азия, юг Индии. Благодаря освоению седла со стременами тюрки стали потомственными воинами, которые за короткое время покорили Великую степь от Гоби до Дуная.

Именно эту силу Восточная и Западная империи использовали как «антибиотик» в оздоровлении всей трассы Шелкового пути.

Тюрки стали посредниками между Востоком и Западом. Эта их историческая роль в достаточной мере не изучена. Только отдельные факты освещены наукой. Например, тюрки оказались распространителями бумаги, изобретенной китайским монахом Цай Лунем во II веке н.э. В течение нескольких столетий бумага, продвигаясь на запад, вытесняла пергамент. Предприятия по производству дешевого письменного материала из хлопка после Китая возникают в Средней Азии лишь через столетия, с массовым распространением письменности, - в Европе.

… Китайское авторство в шелковом деле никто не может отрицать. Но тогда почему собственнокитайское название шелка ни в одном европейском языке не найдено? Название шелка в ряде языков обретало модельное значение «ткань» с дальнейшим развитием – «материал для изготовления нижней одежды», «нижняя одежда, рубаха»… Переносилось на другие материалы. Семантика порой предельно деградировала.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Исторические этапы формообразования
Кустарное, ремесленное производство (до 18 века) - предтеча дизайна: ручной труд примитивные орудия труда, примитивная технология, мало серийное производство, учитывались все потребности человека к вещи: полезность, функциональное совершен ...

Вершина творческой деятельности человека
Чтобы красоту создать, нужно самому быть чистым душой. М. И. Глинка По-моему, писателю полезно думать о смерти — так лучше работается. Т. Уильямс Независимо от различия суждений и личных эстетических вкусов существует верное и невер ...

Искусство и свобода
Искусство есть любовь, молитва и творчество. Без свободы оно невозможно. И. А. Ильин ...