Структура культуры

Информация » Понятие и функции культуры » Структура культуры

В культурологии, как и в социологии, выделяются две основные части: культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в покое, вторая - в движении. К культурной статике мы отнесем внутреннее строение культуры - совокупность базисных элементов или черт, и формы культуры - конфигурации, характерные сочетания таких элементов. К культурной динамике отнесем средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз.

Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет два измерения и подразделяются на материальную и нематериальную культуру. Материальные памятники культуры более долговечны. Археологи раскапывают стоянки древних людей, живших сотни тысяч и миллионы лет назад, обнаруживают костные останки, примитивные орудия труда и по ним восстанавливают образ жизни, верования, обряды и идейный мир наших предков. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры. Но о древней только по материальным. Таким образом, материальные памятники долговечнее и хранят больший объем информации, чем нематериальные.

Материальная культура включает физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Нематериальную, или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они также являются результатом деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды - только в течение того времени, пока их соблюдают. Церемония бракосочетания длится несколько часов, хотя ее неоднократно повторяют другие люди. Церемония, как и любой другой объект нематериальной культуры, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия - через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука - это также ритуальное или символическое действие, часть светского этикета, оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника - галстука. Сам галстук является артефактом.

Традиционный для философии вопрос, что первично - материя или дух в культурологии решается иначе, чем принято в повседневной жизни. В культуре первично значение и символ, а не вещь и материал. Материал, из которого изготовлена книга, в культуре вторичен, а первично содержание передаваемой информации, рассуждений, мысли. Их можно донести до аудитории и другим способом, помимо книги, например, воспользовавшись радио, телевидением или Интернетом.

Но разумеется, это относится не ко всем элементам культуры. К примеру, одежда выполняет две функции - физическую - защищает тело от холода, и культурную - служит украшением. Для северных народов важно прежде всего качество материала, из которого изготовлена одежда, - шкура животного, даже никак не украшенная, вполне сгодится для утилитарных целей. У южных народов все наоборот. Там настолько тепло, что вполне можно обходиться без рубашек, брюк и пальто. Некоторые дикие племена носят вместо одежды украшения из раковин и всевозможные бусы, здесь первична культурная функция, а вторична - материальная.

Другие статьи:

Общая характеристика эпохи 17 в
Народный костюм является важным историческим источником, который несет в себе обширную информацию об эпохе, традициях, обычаях и нравах. Традиционный костюм тесно связан с экономическими и социальными явлениями жизни народа, отражает эсте ...

Бассейн Султана
Бассейн Султана расположен против Яффских ворот в Долине ада" (Геином). Бассейн, построенный при султане Сулеймане Великолепном в 1536 г., служил для сбора воды ручьев и источников долины Гихона. В наше время бассейн используют как о ...

Гуманисты XIV-XVI вв. Их мировоззрение и деятельность
Поэт и философ Франческо Петрарка – общепризнанный родоначальник гуманистического движения в Италии. Петрарка явил собой яркий пример творчески многогранной личности эпохи Возрождения. Он – один из величайших лирических поэтов Италии, авт ...