Портретное искусство

Информация » Портретное искусство

Страница 7

Пестрый букет в ее руках как бы вобрал в себя все краски холста. Тонко найденными колористическими сочетаниями художник связал фигуру человека с пейзажем и передал ощущение насыщенной светом среды. Оптимистическое содержание "Осеннего букета", его картинная построенность, пленэрность - отличительные черты рассматриваемого произведения. Образ, созданный в картине, необычайно характерен для Репина. Воплощая в нем свое представление о "жизненной красоте", художник по-прежнему далек от идеализации или, как он сам говорил, от "прилизанности, пошлости", выдаваемых за "изящное". В портрете в полную меру проявился свойственный Репину "простонародный", "беспощадно правдивый реализм".

"Осенний букет" вместе с картиной "Охотник" (изображена Н.И. Репина), также исполненной в Здравнёве, экспонировался на XXI выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1893 году. Работа была высоко оценена в печати. Многие художники относили ее к лучшим произведениям, представленным на выставке и "производившим фурор".

Портрет Наталии Ивановны Петрункевич, в замужестве Конисской. 1893

Ге как человека философского склада ума более всего увлекали исторические и религиозно-нравственные темы. Его известная картина "Петр I допрашивает царевича Алексея" (1871) справедливо считается одним из значительных произведений русской исторической живописи второй половины XIX века. Художник мечтал о нравственном преобразовании общества и в ряде картин на евангельские темы ("Тайная вечеря", 1863; "Голгофа", 1893; "Распятие", 1894, и другие) стремился воплотить свою веру в высокие общечеловеческие идеалы добра, любви, справедливости. Над портретами Ге начал работать еще во время обучения в Академии художеств. За долгие годы творчества он написал многих своих современников. В основном это были передовые деятели культуры: М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.И. Костомаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, М.М. Антокольский, Л.И. Толстой и другие. Ге принадлежит также один из лучших портретов А.И. Герцена. Работы, исполненные в 1850 - 1880-х годах, отличаются глубоким проникновением в духовный мир модели. Человек в них обычно показан в состоянии напряженного раздумья. В большинстве это - погрудные портреты, их колористическая гамма темная, сдержанная. Портрет Наталии Ивановны Петрункевич написан художником в конце его жизни. Ге увлекает теперь не столько постижение своеобразия модели, сколько передача определенного настроения. Девушка изображена почти в полный рост у раскрытого окна. Она погружена в чтение. Ее лицо, данное в профиль, наклон головы, поза выражают состояние задумчивости. Как никогда ранее, Ге уделил большое внимание фону. Прекрасно переданный пейзаж за окном, скользящие по листве последние предзакатные лучи солнца, сгущающиеся сумерки вносят в произведение ощущение быстротечности времени, некоторой настороженности и тревожности. По одухотворенности образа и его лирической трактовке, а также по стремлению к пленэрности решения эта картина родственна некоторым работам, созданным в 1880-х годах молодыми художниками В.А. Серовым и К.А. Коровиным. Портрет был написан в Черниговской губернии на хуторе, принадлежавшем Ге. За окном комнаты открывается вид на ведущую к дому художника аллею из гигантских тополей и берез.

Позировала Ге дочь помещиков Петрункевичей, живших по соседству. Недавно стало известно, что Н.И. Петрункевич в годы гражданской войны была расстреляна петлюровцами. Произведение экспонировалось на XXI выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1893 году. И.Е. Репин, посетив выставку, сообщал Л.Н. Толстому: "То как живописец сделал большой успех против последних работ своих. Мне очень понравилась его девица, стоящая у отворенного окна с фоном сада, освещенного заходящим солнцем'". Высоко оценил это произведение также В.А. Серов. В 1910 году он писал И.С. Остроухову: " .отчего бы не навести справки относительно портрета Ге - г-жи Петрункевич? Может быть в Галерею его бы и продали - вещь отличная и я ее отлично помню". По рекомендации Серова портрет был приобретен для Третьяковской галереи.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Другие статьи:

Ранний этап развития русской культуры. Языческая культура древних славян
На ранних этапах развития природа страны накладывала огромный отпечаток на весь ход ее истории. В.О. Ключевский отмечал равнинность, обилие речных путей на Восточно-Европейской равнине, которые облегчили грандиозные процессы колонизации п ...

Образ человека в культуре Древней Греции
Яркой чертой греческой культуры является антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор провозгласил знаменитый тезис: "человек есть мера все вещей". И хотя Протагор был софистом и имел в виду, прежде всего право каждого граж ...

Культура как совокупность «средств общения»
В каждой работе Г. Маклюэна можно чётко проследить три основных направления. Первое направление посвящено искусству, которое можно рассматривать, как процесса познания, относящегося к символическим средствам, их мы можем наблюдать в самы ...