Организация праздника

Информация » Олимпийские игры в Древней Греции как проявление агональности олимпийской культуры » Организация праздника

Вначале праздник проводился в течение одного дня, но потом, по мере роста популярности Игр, расширения программы соревнований и увеличения числа участников и зрителей, он вылился в грандиозное торжество, длившееся пять дней.

В эти дни Олимпия превращалась в крупнейший культурный, политический и экономический центр, где собирался весь цвет греческой аристократии.

Сюда со всех концов Греции прибывали целые делегации от полисов, чтобы принять участие в праздничных процессиях и насладиться перипетиями спортивных состязаний. В числе гостей Олимпии были известные ученые, философы, политические деятели, ораторы, поэты, скульпторы. Известно, что Олимпию в дни празднеств посещали выдающиеся мыслители Аристотель, Диоген, Лукиан, Сократ и Платон, знаменитый математик Пифагор; перед многочисленной аудиторией читали отрывки из своих произведений Геродот, удостоенный почетного звания «отца истории», и Фукидид; декламировали хвалебные оды — эпиникии, созданные в честь Олимпийских игр и их победителей, поэты Пиндар, Симонид и Вакхилид. Здесь же обращался к собравшимся с патриотической речью знаменитый афинский оратор Лисий, выступали видные политики Демосфен и Перикл. На празднике состязались в мастерстве исполнения музыканты, певцы, поэты и чтецы.

В Олимпии заключались важные политические договоры, торговые сделки, устраивались национальные ярмарки.

В период наивысшего расцвета Игр не было ни одного случая отмены или переноса сроков праздника. Олимпийские игры не были отменены даже тогда, когда над Грецией возникла угроза потери независимости, когда у границ отчизны находился опасный враг. Так, в 480 году до н. э., когда 300 спартанцев во главе с царем Леонидом сражались с персами у Фермопильского ущелья, пытаясь преградить им дорогу в страну, и все, как известно, погибли в неравном бою, в Олимпии не было прекращено празднование очередных — 75-х — Олимпийских игр.

Весьма торжественно открывался праздник. Ранним утром, еще до восхода солнца, зрители занимали места на холме Кронос. Под звуки фанфар через крипту торжественно вступали на стадион и шествовали к своему помосту увенчанные лавровыми венками, в праздничных одеждах элланодики. За ними, сопровождаемые глашатаями, выходили и выстраивались напротив «трибун» участники соревнований. Весь стадион замирал в молчании. Но как только небо пронзал первый луч солнца и фанфаристы громкими звуками труб оповещали собравшихся о начале новой Олимпиады, зрители вскакивали с мест и стоя славили Зевса, богов-олимпийцев, устроителей и участников празднества. Когда эмоции затихали, глашатай призывал всех к порядку и начиналась церемония представления участников состязаний. Поочередно, положив ладонь на затылок атлета, глашатай вместе с ним обходил стадион, громко объявлял его имя, имена родителей, полис, который он представляет, вид соревнований, в которых атлет собирался участвовать, и спрашивал, не известны ли присутствующим какие-либо порочащие его проступки.

После церемонии представления участников все направлялись в Альтис, где совершали ритуал жертвоприношений, участники и судьи давали клятву строго следовать правилам соревнований. В этот же день проводилась жеребьевка, составлялись предварительные забеги, формировались пары для соревнований в единоборствах.

Во второй день проводились соревнования юношей в беге, борьбе, кулачном бое и конных ристаниях.

В третий день проходили основные соревнования — в борьбу за первенство в отдельных видах программы вступали взрослые атлеты.

В четвертый день соревновались пятиборцы, а на ипподроме проходили конные соревнования. Еще устраивался бег в боевом вооружении — это был последний вид соревнований на Играх.

В пятый, последний, день состоялась процедура торжественного награждения победителей и закрытия праздника. Имена победителей заносились в специальные списки, хранившиеся в гимнасии. Победителей награждали венком, свитым из ветвей священного оливкового дерева, которые срезались золотым ножом. Элланодики прямо перед храмом Зевса возлагали их на головы счастливых атлетов и вручали победную ленту.

После награждения начиналось торжественное шествие по Альтису новых олимпиоников, возглавляемое элланодиками. Примечательно, что в этом «параде победы» гарцевали и самые быстроногие кони-победители состязаний, прославившие своих владельцев. За победителями шли празднично одетые, с драгоценными дарами богам в руках делегации из полисов. Это торжественное шествие сопровождалось ликующими возгласами гостей, пением импровизированных хоров, звуками флейт, благодарственными молитвами богам и другими праздничными поздравлениями — так Олимпия славила своих героев, так заканчивался великолепный праздник. Но нас больше интересует не культовая, а спортивная часть праздника, на ней и остановимся подробнее.

Другие статьи:

Армянский квартал
Иерусалим можно разделить на Восточный и Западный. Восточный включает древнюю часть города, в том числе Старый город, Кедронскую долину, Масличную гору. Западный (или Новый) - в основном районы, возникшие во второй половине XIX в. и постр ...

Дом Иена
Этот уникальный в своем роде дом с видом на Тихий океан имеет три уровня, которые, скручиваясь штопором, ввинчиваются в землю. Он отлично просматривается с площадки Калифорнийского Университета в Ла Джолла. Крышу Келлог разработал с макс ...

Особенности первобытного искусства
Переход человека к новому образу жизни и иным, чем прежде, отношениям с окружающей природой происходил одновременно с формированием другого восприятия мира. Конечно, и в пору нового каменного века, как и прежде, не было науки, учёных, фил ...