Архитектура постмодернизма

Информация » Постмодернизм как направление в искусстве » Архитектура постмодернизма

Страница 1

Важное место в художественной культуре второй половины ХХ ст. принадлежит архитектуре. Особенный интерес среди национальных архитектурных школ послевоенного времени вызывают мексиканская и бразильская. Значительные сооружения созданы также в Венесуэле, Аргентине. В Мексике сказалось влечение к монументальнмх решениям с использованием традиционных национальных мотивов давней живописи — роспись, мозаики. Особенно харахтерен университетский городок в столице — городе Мехико, который являет собой ансамбль, состоящий из нескольких зданий. Большой дом библиотеки входит в этот комплекс (архитекторы О. Горман, Г. Сааведра, Х.-М. де Веласко, 1956 г.). Фасады его покрыты своеобразными декоратмвними ковровыми рисованными композициями огромных размеров.

В 1936 г. под руководством Лючио Коста и Ле Корбюзье бразильский архитектор Оскар Нимейер (1907-1989 гг.) вместе с группой молодых специалистов проэктирует дом министерства образования и охраны здоровья в Рио-де-Жанейро. Здание было закончено в 1943 г. и привлекло общее внимание не только как общественное сооружение. Созданная с применением новейших архитектурных средств, как первый пример использования сплошного сонлцемодуляторного экрана на одном из фасадов.

За пределами Бразилии Нимейером был построен Бразильский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 г. В 1974 г. он выступил в роли главного консультанта при сооружении дома штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. В 1955-1956 гг. Нимейер разработал проект Музея современного искусства для столицы Венесуэлы Каракаса, а для Международной строительной выставки в 1957 г. в Берлине построил постоянный жилой блок.

Нимейер проектировал большие общественные дома Бразилии, в частности, президентский дворец (Дворец Рассвета), министерство заграничных дел (Дворец Арок), дома Конгресса, Верховного Суда и, наконец, кафедральный собор. Бразилия, которая заслужила название «первой современной цивилизации», получила свой официальный статус в 1960 г.

Своеобразной визитной карточкой мировой архитектуры 50-х начала 60-х гг. стала и остаётся поныне в и истории «стеклянная призма» или башня дом-пластина, по рецептуре которой сооружаюг буквально во всех странах и регионах, независимо от их природных условий, социального уклада или национального характера. Список таких зданий поистине бесконечен. Назовем лишь наиболее принципиальные сооружения 50-х годов. Это — нью-йоркские небоскрёбы Ливер-Хаус (в 1952 г., архитектурная фирма «СОМ»), Сигрем-билдинг (1958 г., Л. Мис ван дер Роэ и Ф. Джонсон) и дом ООН (1947-1952 гг., У. Харрисон и др., в частности международная группа консультантов — Ле Корбюзье, О. Нимейер и др.).

Все остальные «призмы», даже такие из них как самый изысканный по очертаниями небоскреб фирмы «Пирелли» в Милане (1960 г., Дж. Понти, Пл. Нерви), или могучие, более 400 метров в высоту, сверкающие стеклом башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке (в 1973 г., М. Ямасаки, Е. Ротта и др., разрушенные вследствие теракта в 2001 г.), удивительные стеклянные пирамиды, построенные в США и в Мексике, являют собой лишь варианты, они существенного не привносят ортодоксальным идеям и форма, являются массовой международной архитектурой.

Одной из характерниых современных постоек является дом ЮНЕСКО в Париже (1955-1957 гг.). Построенный по проекту группы архитекторов разных стран — М. Врайера (США), П. Нерви (Италия) и В. Зерфусса (Франция).

Архитектура достаточно полно выразила постмодернистский тип сознания. Начиная от мировоззрения и теории познания и заканчивая пониманием творческого процесса. Можно говорить даже о определённом лидерстве архитектуры в художественных процессах последних десятилетий ХХ ст. поскольку не пластическое искусство (поп-арт и минимал-арт открыли новую эру в искусстве, как это считают, а архитектура, где в 1949 г. (приблизительно на десять лет раньше) впервые появляется термин «постмодернистский». Первым его использовал Джозеф Хаднат в статье «Постмодернистский дом» в книге «Архитектура и дух человека». Но дело не в нём. Архитектура, как никакой другой вид искусствва, оказалась способной включить в себя максимум новых эстетических и художественных принципов.

Страницы: 1 2

Другие статьи: