Программа соревнований, определение победителей, герои Олимпиад

Информация » Олимпийские игры в Древней Греции как проявление агональности олимпийской культуры » Программа соревнований, определение победителей, герои Олимпиад

Страница 2

Первым победителем в пентатлоне стал Лампис

из Спарты. Трижды подряд — с 676 по 668 г. до н. э. — почетной победы в пентатлоне добился его земляк, прославленный спартанец Филомброт.

После стадиодрома вторым упражнением пентатлона были прыжки в длину. В палестрике применялись различные виды прыжков, но соревнования проводились только по прыжкам в дли¬ну с тяжелыми гантелями в руках. Гантели высекались из камня или были металлическими и имели вес от 1,5 до 4,5 кг. При начале прыжка после небольшого разбега или прямо с места атлеты выбрасывали руки с гантелями вперед, чтобы усилить эффект отталкивания. При приземлении в яму с песком резко, рывком переводи¬ли руки назад и выбрасывали гантели, чтобы устоять на месте. Место толчка и приземления отмечалось чертой. Соревнования прыгунов сопровождались игрой на флейте.

Древние авторы приводят маловероятные данные о длине прыжков. Так, об Эхионе из Спарты, неоднократном победителе, пишут, что во время состязаний он поверг всех зрителей в изумление, прыгнув в длину на 52 ступени, что равняется по нашим измерениям 16,66 м. О другом знаменитом пятиборце, Файле из Кротона, сообщали, что он показал результат в 55 ступеней (17,62 м). Современные исследователи полагают, что это, скорее всего, сумма двух или трех прыжков, учитываемая при объявлении окончательного результата.

Третьим видом пентатлона было метание диска. Оно относилось к одному из самых любимых упражнений древних греков. Первые диски делались из камня — тонкой пластины с закругленными краями. Позже появились бронзовые диски. Если судить по хранящимся в музеях экземплярам, вес дисков колебался от 1,35 до 4,75 кг, а размер — от 17 до 21 см в диаметре.

Диск метали с небольшого возвышения — «подестбальбис». Приемы метания значительно отличались от современных. Древний дискобол перед началом броска совершал поворот вокруг оси, перекладывая при этом диск из левой руки в правую, затем делал рукой с диском несколько взмахов, наклоняя туловище вправо и опираясь левой рукой в правое колено, и, наконец, выбрасывал диск снизу вверх и вперед. При таком способе метания полет диска происходил ребром к земле. Стартовое положение замечательно отразил в знаменитой скульптуре «Дискобол» древнегреческий скульптор Мирон.

Точных данных о результатах метаний не сохранилось. Эпиграмма о Файле говорит: «диск же метнул он легко на сто локтей без пяти», т. е. приблизительно на 42 м (локоть равен 44,40 см). Но сведений о размере и весе снаряда нет, поэтому оценить результат невозможно.

Метание копья, входившее в пентатлон, имело сугубо прикладное значение. Разница была в том, что в военных действиях греки применяли тяжелое боевое копье длиной до четырех метров, а при соревнованиях использовали более легкое и короткое копье, примерно в рост человека и весом до 1 кг. Копье имело металлический наконечник.

По одним данным, метание производилось в цель — деревянный столб или щит, или просто начертанный на земле круг. По другим данным, наоборот, метали на дальность. Перерывов не проводилось, борьба заканчивалась победой одного из участников.

При метании копья атлеты применяли кожаный ремешок, которым обматывали древко копья в месте хвата. Конец ремешка с петлей находился в руке метателя. Это приспособление позволяло при броске придавать копью вращательное движение, что по мнению греков обеспечивало ему устойчивость в полете. Сведений о дальности полета копья не сохранилось.

Почетное место в олимпийских состязаниях отводилось борьбе. С 18-х Игр (708 г. до н. э.) борьба была включена в программу и как заключительное упражнение в пентатлоне, и как самостоятельный вид олимпийских состязаний. Борьба проводилась в стойке. Во время схватки разрешались захваты рук, шеи, можно было подбрасывать борцов, подбивать ноги в коленях, ставить подножки. Захват ног не возбранялся.

В то время у борцов не существовало весовых категорий. Продолжалась схватка до тех пор, пока один из борцов не бросал другого трижды на землю. Падение одновременно обоих борцов не засчитывалось. Если «чистой» победы добиться не удавалось, поединок продолжался до полного изнеможения и отказа одного из атлетов от борьбы поднятием руки.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Проявление идей сентиментализма в архитектуре культуры эпохи Просвещения
Важную роль на возникновение сентиментализма и на его широкое распространение практически во всех сферах искусства и в частности, в архитектуре, сыграла Французская революция. Конец XVIII и первая треть XIX в. во Франции - время больших и ...

«Жало» рок-культуры
Блажен человек, который не ходит на совет нечестивых, и не идет по пути грешных, и не сидит в собрании развратителей. (Пс. 1:1) Господствующий принцип древней музыки — ритм и мелодия. А. Шлегель Главной опасностью, которую несет в ...

Проблема, связанная с определением понятия «культура» и попытки ее преодоления
Слово культура - в лексиконе практически каждого человека. Но в это понятие вкладывают самый различный смысл: одни понимают лишь ценности духовной жизни, другие – более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы ...