Постмодернизм как общекультурное направление конца XX–начала XXI вв

Информация » Постмодернизм как общекультурное направление конца XX–начала XXI вв

Страница 5

Неоязычество конца ХХ в. воспроизвело весь набор соответствующих ритуальных действий, придав им современную форму: кровавые жертвоприношения, физическое насилие, освящение эротики и секса и т.д. Вульгаризируя проблему, можно сказать, что язычество знает человека только в той его части, что ниже сердца - Сердце, дух, душа, интеллект - эти атрибуты христианской культуры - воспринимаются кою рудименты чего-то далекого в несколько странного - Ночные эротические, порнографические телепрограммы взяли на себя своеобразную функцию организаторов массовых оргий на манер дионисийских, но с несравненно большим числом участников.

Итак, культура постмодерна явилась отражением глубочайших сдвигов, происшедших в мировоззрении европейцев, которые М. Хайдеггер называл «онтологическим нигилизмом». Смысл его - в отказе она признания существования объективного Абсолюта, Бога, в потере ощущения того, что есть подлинное бытие, которое является основанием жизни и деятельности людей. Причем, по мысли Хайдеггера, этот «нигилизм», принял всемирно-исторические масштабы и в процесс «онтологического ничтожествования» вовлечены многие народы нового времени.

Характерен и другое факт: игра, случай становятся мировоззренческими доминантами в нашей современной жизни и культуре; все превращается в веру: бизнес, коммерция, политика, отношения между людьми вообще, мужчиной и женщиной, в частности.

Массовая постмодернистская культура, сошедшая с экранов телевидения, со страниц журналов, несмотря на свою примитивность, все же жестко реализует присущий постмодерну в целом дискурс, который базируется на агрессивном и негативном отношении к прошлому.

Телевидение является главным распространителем стереотипов мышления. Оно не только их порождает, но и усиливает воздействие на массовое сознание. Телевидение неспособно к самокритике, поскольку отсутствует непосредственная реакция публики, как в театральном представлении.

Среди западных теоретиков появилось мнение о маскарадном характере общественной жизни и способах ее восприятия, когда политика, экономика в ее рекламном обличии, коммерциализованное искусство трансформировались во всеобъемлющий шоу-бизнес. Вследствие такого положения вещей вновь оказалась актуальной шекспировская сентенция «Весь мир - театр», и создание новой теории театра стало равносильным созданию теории общества.

СМИ используют средства технологического воспроизводства. В таких репродуцируемых видах искусства как фильм и видео уникальность, постоянство, трансцендентность уступили место плюрализму, переходящести и анонимности. Современное телевидение включают два мира – массовой культуры и авангардной культуры меньшинства. Если предыдущие эпохи требовали и воспроизводили набор связанных и эквивалентных контрастов между частной и публичной жизнью, между субъективным «Я» и объективным миром, то в наше время эти отношения нейтрализованы таким образом, что понятие «личности» уступило место плоской взаимозаменимой эквивалентности субъекта и объекта.

Постмодернизм проявляется, прежде всего, как утверждение принципа методологического сомнения по отношению ко всем позитивным истинам, установкам, убеждениям, существующим в обществе. В самом общем плане доктрина постмодернизма – это выражение философского релятивизма и скептицизма.

Одним из противоречий культуры постмодерна является то, что она сформировала установку на неприятие резких социальных изменений, но, находясь в пространстве и времени «цивилизации молодых», она жаждет ускорения изменения темпов жизни.

Постмодернистский взгляд на мир характеризуется убеждением, что любая попытка сконструировать модель мира бессмысленна. Создается впечатление, что постмодернисты считают в равной мере невозможным и бесполезным пытаться устанавливать какой-либо иерархический порядок или какие-либо системы приоритетов в жизни.

Теоретики постмодернизма доказывают невозможность существования целостной личности человека, который способен выступать только во фрагментированном состоянии, а любая попытка логически мыслить приводит его к подчинению стереотипам мышления, выработанным господствующей идеологией.

Неоднозначность постмодернизма обусловлена тем, что сосуществует несоединимое: бессознательное стремление к целостному и мировоззренчески эстетическому постижению жизни и сознание изначальной фрагментарности, принципиально несинтезируемой раздробленности человеческого опыта конца XX столетия. Противоречивость современной жизни такова, что не укладывается ни в какие умопостигаемые рамки и поневоле порождает не менее фантасмагорические концепции своего толкования.

Итак, философия постмодерна отказалась от классики, открыв новые способы и правила интеллектуальной деятельности, что явилось своеобразным ответом на рефлексивное осмысление происшедших в ХХ в. глобальных сдвигов в мировоззрении. Она прояснила те базовые понятия и те установки и ориентации, которые стали основополагающими в интеллектуальной деятельности, характерными для стиля мышления эпохи:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Определения понятия культуры, школы культурологии
Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон в книге "Культура. Критический обзор концепций и дефиниций" [181] привели около трехсот определений культуры, которые они разбили на шесть основных типов. Приведем сначала определе ...

Оценка роли петровских реформ в области культуры
Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие , наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки , обвинить Петра в неправильн ...

Теории культуры немецкого Просвещения
Немецкие просветители внесли свой вклад в разработку теории культуры на заре становления культурологии. Яркими представителями немецкого Просвещения являются И.И. Винкельман, Г.Э. Лессинг, Ф. Шиллер, И.Г. Гердер и И. Кант. Особая роль в н ...