Общая характеристика мировых и локальных религий

Информация » Предмет культурологии » Общая характеристика мировых и локальных религий

Страница 2

Локальные религии:

Этнические религии

Однонациональные религии

Иудаизм – еврейская религия, Интаизм – японская религия.

Структурные элементы религии: сознание, деятельность, организации.

Религиозное сознание – одна из форм общественного сознания, характеризующееся верой в сверхъестественное и мышлением локально.

Предметно – практическая деятельность производственных средств культа: иконы, кресты и другое. В духовно-практической деятельности – это СМИ, богослужения, в семье – это духовно – информационная деятельность, толкования и комментарии богословских учений, культовая деятельность современных религиозных обрядов – крещение, причащение.

Религиозные организации – по американскому социологу Семелзеру существует 5 форм религиозных организаций:

Церковь (божий дом) – социальный институт, объединяющий верующих людей как служителей культа духовенства, так и мирян.

Секта – оппозиционеров внутри какой-либо религии, не удовлетворяет сущности в церкви положительных дел, выдвигает новые идеи, ведущие к обособлению от основной религии.

Деноминация – занимающая промежуточное положение между церковью и сектой, может возникнуть внутри какой-либо религии.

Вероучение – систематизация изложения содержания веры, святые тексты.

Культ (почитание) – крайняя форма секты.

Буддизм – мировая религия.

Эта религия появилась в 6 веке до н. э. – самая ранняя религия, основателем которой является Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будда, родившийся в Непоше в семье раджи. Родина буддизма – Индия. Сиддхартха как-то увидел 4 знамения:

дряхлый старик - символ старости.

прокаженный, измученный болезнями – символ страданий.

похоронная процессия – символ смерти.

нищий монах – символ бедности.

В 29 лет он покинул дворец и стал монахом, 6 лет странствовал, вел аскетический образ жизни. Когда ему было 35 лет он сел под священное дерево смоковницу (инжир) и сидел 49 дней, пока не прозрел. У него открылся третий глаз, и он изрек 4 священные истины:

1. В мире существует страдание, неудовлетворенность, несчастье, вызванное тем, что у нас нет того чего мы хотим.

2. Причина наших страданий – наши желания.

3. Существует прекращение страданий – Нирвана (затухание, угасание).

4. Путь, ведущий к Нирване – восьмеричный, восьмиступенчатый срединный путь, рекомендующий избегать крайностей между аскетизмом и удовольствием:

1. Правильная вера

2. Правильная религия

3. Правильная речь

4. Правильное поведение

5. Правильная мысль

6. Правильный образ жизни

7. Правильные усилия, стремления

8. Правильная медитация

В буддизме существует концепция дхармы (первичные элементы, из которых состоит все сущее, они психологического свойства и связаны с сознанием человека). После смерти человек распадается на дхармы, которые несут информацию о его прошлой жизни, и из них формируется новая сущность. Полная версия буддийского учения – Трипитака (три корзины). Центральной идеей буддизма является то, что человек способен разорвать цепь перерождений, вырваться из мирового круговорота и прекратить свои страдания. В буддизме сложилось два течения: Хинаяна и Махаяна. Хинаяна – «малая колесница» или узкий путь спасения, по учению Хинаяна Нирвану могут достичь только монахи-аскеты, распространено это направление на юге Индии и Юго-Восточной Азии. Махаяна – «большая колесница» или широкий путь к спасению. По учению Махаяны Нирвану могут достичь все верующие, распространено оно на Севере Индии.

Страницы: 1 2 

Другие статьи: