История аранского вязания

Информация » Предметы традиционной одежды и народных промыслов народов Британских островов и их современное применение » История аранского вязания

Легендарный фильм американского режиссера Роберта Флаерти «Человек с Арана» , который был снят в 1934 году, трогательно показывает уникальный образ жизни населения аранских островов, омываемых водами залива Голуэй недалеко от западного побережья Ирландии.

Три острова - Инишмор, Инишман и Инишир, представляют собой длинные и низкие полоски "лунного ландшафта" с суровыми, но редкими по красоте пейзажами. Здесь селились первые христиане Ирландии, а до них здесь жили совершенно неведомые племена. Островитяне были рыбаками и фермерами, жизнь которых была тесно связана с Океаном. Жизнь на этих островах всегда была сурова. На скалистой местности верхний слой почвы практически отсутствует. Чтобы все-таки заниматься земледелием, женщины и мужчины собирали водоросли и песок с берега и на созданных таким образом участках возделывали таким образом пшеницу и картофель. Это позволяло им не так зависеть от моря, что было очень важно, ведь бывали дни, когда лодки приходили без улова, либо вообще не возвращались домой.

Для того, чтобы пережить эти дни, а то и недели в открытом море, мужчинам нужна была специальная одежда. Местные жители уже довольно давно распознали особенные качества шерсти. Самой важной для рыбаков была, пожалуй, ее способность впитывать влагу, благодаря которой оставалось сухим тело. Но не только материал защищал рыбаков в море. Женщины ввязывали своим мужьям , отцам и сыновьям в пуловеры все свои пожелания и надежды, которые не покидали всю их тревожную и суровую жизнь.

Ручное вязание было широко распространено во всей Ирландии по крайней мере с 17 столетия. Однако вплоть до начала 20 века нет упоминаний о каких-то особых аранских свитерах. Островитяне вязали простые толстые чулки и носки для рыбаков и "обычные" рыбацкие свитера - точно такие же, какие носили французские, английские и шотландские рыбаки. Причем в самой Ирландии эти свитера были известны как свитера "Гернси" (Гернси - один из Нормандских островов, расположенных между Францией и Англией).

История же собственно аранских свитеров начинается с 20 века, когда правительство страны, чтобы поощрить экономическое развитие западных сельских регионов, финансировало программу обучения населения вязанию. С 1914 г начали работать классы для деревенских вязальщиц, и с середины 1930 -х годов свитера аранского производства начали продаваться в Дублине. В 1920-х годах, когда в деревнях было уже много опытных вязальщиц, распространилась мода вязать красивый свитер с узорами мальчикам для первого Святого причастия. Естественно, каждая семья старалась обеспечить своего ребенка лучшим образцом такого свитера, и довольно быстро было разработано множество узоров. Образцами узоров служили древние кельтские орнаменты, высеченные на памятниках языческой и христианской культур, которых на островах сохранилось множество.(10)

Другие статьи:

Театр на высоких каблуках
Все спектакли Пины Бауш, так или иначе, затрагивают основные вопросы человеческого существования: любовь и страх, который парализует или делает агрессивным, тоска и одиночество, ложь и насилие, детство и смерть, воспоминания и забвение, а ...

Конфуцианство в культуре Древнего Китая
Основоположник – Конфуций (Кунц–Цзы) 551-479 г. до н. э. Изначально Конфуцианство было этико – политическое учение. Конфуций выдвинул идею об «исправлении имен», т.е. каждый в обществе должен занимать подобающее ему место. Правитель долже ...

Источники финансирования социально-культурных проектов
Как известно, в последние годы доля бюджетных средств в общем объеме финансирования культуры неуклонно сокращается. В этой связи Министерство культуры России рекомендует два направления совершенствования системы финансирования (или три гр ...