Значения аранских орнаментов

Информация » Предметы традиционной одежды и народных промыслов народов Британских островов и их современное применение » Значения аранских орнаментов

Многие узоры имеют религиозное происхождение, среди них и кельтские символы. Некоторые из них представляют собой предметы быта: канаты, ульи, зигзагообразные линии, обозначающие витиеватые тропинки вдоль крутых утесов. По одной из легенд, женщина, которая вышла замуж, должна была связать свой первый свитер для сына-первенца с одной узорной полоской посередине. С каждым следующим сыном по бокам от этой полоски добавлялись еще по одной узорной полоске. (13)

Косы - символическое изображение веревок рыбака, и представляют пожелание успешного дня в море, всевозможные сетки изображают маленькие группы островов. Эти сетки иногда заполнены узором ирландского мха или изображением морских водорослей, которые использовалась, чтобы удобрить бесплодные районы и принести хороший урожай. Следовательно, сетки - желание успеха и богатства. Дерево Жизни - один из наиболее распространенных узоров - выражение желания единства клана, с долговечными родителями и сильными детьми." (3)

Возможно, это разнообразие узоров породило легенду об их связи с многовековой историей семей. Миф же о том, что тела погибших рыбаков опознавались по узорам свитеров, скорее всего, восходит к пьесе Джона М. Синга "Скачущие к морю". Дж. М. Синг некоторое время жил на аранских островах, и в основе его пьесы - наблюдения за реальной, наполненной смертельным риском жизнью рыбаков. В пьесе есть эпизод, когда сестра узнает тело погибшего брата по характерному дефекту на его носках - спущенным петлям. Видимо, со временем носки трансформировались в устных преданиях в свитер, а спущенные петли - в "клановые" орнаменты, и легенда приобрела завершенность.(10)

Существует очень много теорий, почему узоры не были записаны. Предполагалось, что отдельные семьи свято хранили тайну собственных узоров, и не выдавали их чужакам. По другой версии, узоры не передавались в письменной форме, поэтому все они были магическими и охраняли от бед и недугов. Таким образом, отображение на бумаге было бы осквернением святыни и повлекло бы за собой необратимые последствия Но на самом деле причина здесь довольно проста: жители острова были просто безграмотны. Но даже не умея читать и писать, будучи, по нашим меркам, совершенно безграмотными, многие аспекты своей жизни жители аранских островов запечатлели в своих узорах: религиозные символы, предметы быта, желания и надежды на лучшую загробную жизнь. И тем самым создали свой особый язык, с помощью которого, используя спицы и пряжу, они донесли до нас и историю своего существования.(3)

Другие статьи:

Образы солнца в первобытном искусстве
Предыстория живописи неотделима от предыстории огня. Так же как, собственно, предыстория многих других сфер современной культуры, хозяйства, быта. Ибо освоение людьми огня, по емкому и точному определению Энгельса, "гигантское, почти ...

Краеведческий музей г.Октябрьска
Музей основан в 1985 году. Представляет собой классический вариант муниципального краеведческого музея. Экспозиция выстроена в духе музейного соц. реализма. На сегодняшний день вся уникальность музея заключается в том, что в городке с нас ...

Религиозная драма или чудесные пьесы
В течение последую­щих двухсот лет литургическая драма медленно развивалась, вби­рая в себя различные библейские истории, разыгрывавшиеся свя­щенниками или мальчиками из хора. Поначалу в качестве костюмов и декораций использовались церков ...