Сентиментализм как литературный метод определения общественных взглядов в конце XVIII в

Информация » Предпосылки возникновения сентиментализма в России во второй половине XVIII века » Сентиментализм как литературный метод определения общественных взглядов в конце XVIII в

Страница 1

Во второй половине XVIII в. во многих европейских странах распространяется новое литературное направление, получившее название сентиментализм. Его появление было вызвано глубоким кризисом, который переживал феодально-абсолютистский режим. В сентиментальной литературе нашло отражение настроение широких слоёв европейского общества. По идейной направленности сентиментализм – одно из явлений Просвещения. Антифеодальный пафос его произведений особенно чётко выражается в проповеди всесословной ценности человеческой личности.

Исторической предпосылкой возникновения сентиментализма, особенно в Европе, стала возрастающая социальная роль и политическая активность третьего сословия, которое к середине XVIII в. обладало огромным экономическим потенциалом, но было существенно ущемлено в своих социально-политических правах по сравнению с аристократией и духовенством. По своей сути политическая, идеологическая и культурная активность третьего сословия выразила тенденцию к демократизации социальной культуры общества. Не случайно именно в третьесословной среде родился лозунг эпохи – «Свобода, равенство и братство», ставший девизом Великой французской революции. Этот социально-политический дисбаланс явился свидетельством кризиса абсолютной монархии, которая как форма государственного устройства перестала соответствовать реальной структуре общества. И далеко не случайно то, что этот кризис приобрёл преимущественно идеологический характер: в основе рационалистического мировосприятия лежит постулат первенства идеи; поэтому понятно, что кризис реальной власти абсолютизма дополнился дискредитацией идеи монархизма вообще и идеи просвещённого монарха в частности. А поскольку абсолютная монархия всё больше и больше демонстрировала и своё практическое несоответствие реальным потребностям социума и катастрофический разрыв между идеей абсолютизма и практикой самодержавного правления, постольку рационалистический принцип мировосприятия подвергся ревизии в новых философских учениях, обратившихся к категории чувства и ощущения, как альтернативному разуму средству мировосприятия.

Через всю историю XVIII в. во Франции проходит непрерывная, хотя никем ещё пока неосознанная, подготовка буржуазной революции. Как бы ни обстояло дело с политическими правами буржуазии, бесспорно, то, что во второй половине столетия она становится самой могущественной в стране силой, которая по своим реальным возможностям намного превосходит все остальные классы. И это новообретённое влияние она тотчас же распространяет на культуру. Прежде всего, она заявляет о себе как сторонница самых прогрессивных идей, самой смелой философии – именно она первой рукоплещет политическим выпадам Вольтера, новой философии и новой морали Руссо, - а это немедленно привлекает к ней симпатии передовых мыслителей. И, что ещё важнее, она сама выдвигает этих мыслителей из собственной среды. Замечательный факт, который ни в коем случае нельзя считать случайностью: едва ли не все «властители дум» этого времени – люди очень простого происхождения, выходцы из третьего сословия, иногда из самых его низов. Руссо – сын обыкновенного часовщика, Вольтер – сын нотариуса, Дидро – ножовщика. О живописцах можно и не говорить – все они не только по рождению и воспитанию, но по строю своих убеждений, как личности и как художники, безраздельно принадлежат третьему сословию.

Философское учение об ощущениях как единственном источнике и основе познания – сенсуализм – возникло ещё в пору полной жизнеспособности и даже расцвета рационалистических философских учений. Основоположник сенсуализма – английский философ – Джон Локк (1632-1704), современник английской буржуазно-демократической революции. Сенсуализм Локка предлагает новую модель процесса познания: ощущение – эмоция – мысль. Между материальной реальностью и идеальной реальностью устанавливается прочная причинно-следственная связь, поскольку идеальная реальность, продукт деятельности разума, начинает осознаваться как отражение материальной реальности, познаваемой при помощи чувств

Концепция личности, сложившаяся в литературе сентиментализма, диаметрально противоположна классицистической. Если классицизм исповедовал идеал человека разумного и общественного, то для сентиментализма идея полноты личностного бытия реализовалась в концепции человека чувствительного и частного. Высшей духовной способностью человека, органично включающей его в жизнь природы и определяющей уровень социальных связей, стала осознаваться высокая эмоциональная культура, жизнь сердца. Тонкость и подвижность эмоциональных реакций на окружающую жизнь более всего проявляется в частной жизни человека, наименее подверженной рационалистическому усреднению, господствующему в сфере социальных контактов – и сентиментализм стал ценить индивидуальное выше обобщённого и типического.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Древнерусские народные ремесла
К XII–XIII вв. древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского художественного стиля. В основ ...

Дизайн в России сегодня
В середине 80-ых годов стали возможны ранее закрытые формы творчества, а достаточно скованное, но начавшееся развитие частного предпринимательства позволило молодым, возможности которых до того были скованы государственным строем, открыть ...

Целесообразность речи
Если ключевым понятием грамматической правильности речи является норма, то целесообразность, предполагающая коммуникативный эффект и достижение в речевом процессе определенных задач и сверхзадач, обращена к понятиям речевых качеств (точно ...