Сентиментализм как литературный метод определения общественных взглядов в конце XVIII в

Информация » Предпосылки возникновения сентиментализма в России во второй половине XVIII века » Сентиментализм как литературный метод определения общественных взглядов в конце XVIII в

Страница 5

Дворянские сентименталисты также говорят о моральном превосходстве крестьян над помещиками, но факты насилия, бессердечия и произвола крепостников представлены в их произведениях в виде исключения, как своего рода заблуждение обидчика, и чаще всего завершаются его чистосердечным раскаянием. С большим удовольствием пишут они о добрых, гуманных помещиках, о гармонических отношениях между ними и крестьянами. Дворянские сентименталисты последовательно обходят грубые черты крестьянского быта. Гамма чувствительности героев здесь гораздо беднее, чем в демократическом сентиментализме. Сельские жители, как правило, добры, любвеобильны, смиренны и послушны. И всё же было бы неправильно называть дворянский сентиментализм реакционным явлением. Главная его цель – восстановить в глазах общества попранное человеческое достоинство крепостного крестьянина, раскрыть его духовное богатство, изобразить семейные и гражданские добродетели. И хотя писатели этого течения не отважились поставить вопрос об отмене крепостного права, но их деятельность подготавливала общественное мнение к разрешению этой задачи.

Несмотря на то, что сентиментализм зарождается в 60-е годы, лучшие его произведения – «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Письма русского путешественника» и повести Карамзина – относятся к последнему десятилетию XVIII в. Как и в других литературных направлениях, общность творческого метода писателей не означает тождества их политических и социальных взглядов. В русском сентиментализме можно выделить два течения: демократическое, представленное творчеством А. Н. Радищева и близких к нему писателей – Н. С. Смирнова и И.И. Мартынова, и более обширное по своему составу – дворянское, видными деятелями которого были Н.М. Карамзин, М.М. Херасков, М. Н. Муравьёв, И.И. Дмитриев.

Сентименталисты критически относятся к развращающей человека городской культуре, выступают против душевной чёрствости, паразитизма и мотовства господствующих классов. От общих рассуждений о человеке они перешли к изображению конкретного человека, душевные движения которого они старались не только обрисовать, но и объяснить.

Следовательно, с одной стороны, нельзя не согласиться с теми исследователями, которые подчёркивают прогрессивный характер сентиментализма, отмечая, что именно писатели этого направления впервые заговорили о крестьянине как о полноценном герое своих произведений, что они заглянули в душу крестьянину и нашли там достоинства, часто превышающие достоинства людей из господствующего сословия. С другой стороны, совершенно резонными следует признать и упрёки тех учёных, которые отмечают сглаживание сентименталистами социальных противоречий, идеализацию ими крестьянской жизни, нежелание видеть её в настоящем свете, облегчённое решение конфликтных положений в их произведениях, идиллические концовки, нередко завершающие их. Именно в этом и заключается сложность и противоречивость сентиментализма, которые в некоторых случаях можно наблюдать даже в творчестве одного и того же писателя.

Таким образом, когда мы говорим о характере сентиментального направления в его конкретном художественном воплощении, то возникает вопрос не о мере субъективного и объективного, а о социальном его смысле. Сентиментализм отказался от восхваления гражданских доблестей своих героев, но он пришёл к возвышению человека, поставил его на пьедестал. Следуя за Руссо, который считал, что в современном обществе невозможно соединить воспитание человека и гражданина, сентименталисты обратили особое внимание на изображение человека.

Расцвет сентиментализма утверждает в русской литературе новый жанр, чувствительный роман и чувствительную повесть. Как говорит уже само название, чувствительная повесть ставила перед собой задачу раскрыть чувства героя или самого автора, состояние их души. Вместе с тем повесть должна была подействовать на воображение читателей, возбудить их чувствительность, заставить их пожалеть о героях, оплакать их горестный жребий или пролить счастливые слёзы умиления, когда они приходили к благополучному завершению своих стремлений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Эволюционные модели социокультурной динамики
В XIX веке эволюционная теория Ч.Дарвина побудила ученых обратить внимание на тот факт, что человек есть продукт длительной биологической эволюции, звено ее цепи. Эволюционизм надолго становится ведущим направлением социогуманитарной мысл ...

Женский костюм Орловской губернии
Одежда Орловской женщины была яркой как радуга. Рубаха со сплошь расшитыми красной нитью рукавами и вышитым подолом. Рукава заканчивались алыми сборчатыми манжетами. Затем одевалась понева – распашная. Понева шилась из трех полотнищ, и пе ...

Архитектура постмодернизма
Важное место в художественной культуре второй половины ХХ ст. принадлежит архитектуре. Особенный интерес среди национальных архитектурных школ послевоенного времени вызывают мексиканская и бразильская. Значительные сооружения созданы такж ...