Сентиментализм как литературный метод определения общественных взглядов в конце XVIII в

Информация » Предпосылки возникновения сентиментализма в России во второй половине XVIII века » Сентиментализм как литературный метод определения общественных взглядов в конце XVIII в

Страница 6

Несмотря на то, что рассудочности классицизма здесь был противопоставлен культ чувства, чувствительная повесть не отказалась от дидактизма. Тенденция дать наставление, поучить читателя, представить ему примеры, достойные подражания, предостеречь от порока характерна для большей части прозы XVIII века. Но в отличие от классицистов авторы чувствительных повестей обращаются не к разуму, а к чувству. Они отнюдь не отбрасывают вопроса о нравственном долге, об общественных обязанностях человека. Образованный и чувствительный читатель лучше понимает свои нравственные обязанности.

Непреходящее значение сентименталистского миропонимания заключалось в том, что оно крепко держало в поле зрения душевный мир человека, хотя и упрощало, идеализировало его. Вместе с тем, в сентиментализме преодолевались рационалистическая прямолинейность в раскрытии характеров, отсутствовало резкое противопоставление положительных и отрицательных героев. Внутренний мир людей представлен более чувственным и лиричным.

Воспитав душу, сделав её чувствительной, наделённой способностью к нежности и умилению, сочувствием к страданиям, можно, по мнению Карамзина, избежать социальных катастроф, столь опасных для государства. Отсюда следует, что, вопреки установившемуся мнению, литература, формировавшая жизнь сердца, не ставила перед собою задачи уйти от социальных проблем, а, наоборот, изыскивала средства к их разрешению. Просвещённый и благоразумный помещик увидит в крестьянине человека, и соразмерит свои требования к нему с понятием человечности, не доводя свои отношения с ним до острого конфликта.

Чувствительная повесть должна была внушить читателю, что счастье не во внешнем блеске, не в золоте, не в знатности, а в богатстве и разнообразии сердечных чувствований. Мысль о том, что счастье не зависит от общественного положения человека, от почестей, от благосостояния была совершенно определённо высказана Карамзиным в его политических статьях и нашла художественное выражение в повестях писателя и его последователей. «Революция, - замечает Карамзин, - обещала равенство состояний; государи вместо сей химеры стараются, чтобы гражданин во всяком состоянии мог быть доволен, чтобы никоторое не было презрительным или угнетенным».

Сюжет чувствительной повести обычно не сложен. Чаще всего он строится на любви, счастливой или несчастной. Любовный сюжет создаёт наиболее удобный повод для выражения чувств и сердечных волнений. Иногда на пути к своему соединению героям приходится преодолевать более или менее серьёзные препятствия, но в основном внимание авторов направлено не на развитие сюжета, а на раскрытие внутреннего мира героев.

Разумеется, русский сентиментализм не был однородным. Радищевский политический радикализм и острота противостояния личности и общества, которая лежит в корне карамзинского психологизма, вносили свой оригинальный оттенок. Но открытия Радищева и Карамзина находятся не только и не столько в плоскости их социально-политических взглядов, сколько в области их эстетических завоеваний, просветительской позиции, расширения антропологического поля русской литературы. Именно эта позиция, связанная с новым пониманием человека, его нравственной свободы при социальной несвободе и несправедливости, способствовала созданию нового языка литературы.

Комплекс либерально-просветительских и социальных идей перелагался на личностный язык чувства, переходя таким образом из плана общественной гражданской позиции в план индивидуального человеческого самосознания. И в этом направлении усилия и поиски Радищева и Карамзина были одинаково значимы: одновременное появление в начале 1790-х гг. « Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и «Писем русского путешественника» Карамзина лишь документировало эту связь.

Русский сентиментализм не оставил законченной эстетической теории, что, впрочем, скорее всего и не было возможно. Чувствительный автор оформляет своё мировосприятие уже не в рациональных категориях нормативности и заданности, но подаёт его через спонтанную эмоциональную реакцию на проявления окружающей действительности. Именно поэтому сентименталистская эстетика не складывается в определённую систему: она обнаруживает свои принципы и даже формулирует непосредственно в тексте произведения. В этом смысле она более органична и жизненна по сравнению с жёсткой и идеализированной системой эстетики классицизма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Развитие библиотек на территории Беларуси
История развития библиотечного дела в Беларуси является одним из важнейших разделов истории культуры белорусского народа. Без знания истории библиотек невозможно не возможно осмыслить изменения которые характерны для библиотечного дела в ...

Эволюция культуры Дж. Вико
В конце XVII в. в Италии был осуществлен первый прорыв в разработке исторической теории познания, примененной к культурному развитию человеческого общества. Итальянский гуманист Дж. Вико (1668-1744) в трактате "Основания новой науки ...

Создание школьной системы
Европейское средневековое общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки – юриспруденция, естествознание, философия, логика – все при ...