Художественное выражение сентиментальных направлений в живописи во второй половине XVIII в

Информация » Предпосылки возникновения сентиментализма в России во второй половине XVIII века » Художественное выражение сентиментальных направлений в живописи во второй половине XVIII в

Страница 2

Так, во французской живописи чётко очерчивается бытовое, сентиментальное течение – своеобразная параллель «мещанской драме» в литературе. Рядом с ним в те же годы возникает другое, совершенно на него не похожее – античность, рационалистически строгая и гражданственная. Казалось бы, нет ничего общего между бытовым сентиментализмом и суровой античностью, которые делят друг с другом власть над французским искусством этого времени. Расстояние между неподкупными римскими консулами и добродетельными землепашцами слишком велико. И всё же далеко не случайно то, что эти влияния на искусство возникают одновременно, - их питает одна и та же историческая почва, и какими бы далёкими друг от друга они не казались, их истоки зарождаются в одной и той же точке. Сходство в этих течениях видит и Руссо. Обличитель фальши и лжи. Заражающий всю современную жизнь, он убеждён, что долгие века цивилизации только развратили общество и нарушили когда-то царившую в нё гармонию; он ищет потерянные человечеством идеалы и находит их в древней Спарте, в героическом республиканском Риме. Если где-то на заре истории миром управляли справедливые законы, потом забывшиеся за долгие века заблуждений, то задачей человечества должно быть возвращение к этому античному идеалу. Поэтому Руссо воспевает одновременно и гражданские добродетели, и прелесть тихой семейной жизни, и счастье возвращения к природе, и величие античных героев.

Так, принимая самые несходные формы, искусство второй половины XVIII в. устремляется в единое русло поисков новых идеалов. Во Франции возрождается исторический жанр, утративший всякий вес в первой половине столетия, и расцветает бытовая живопись. И то и другое, в противоположность демонстративному скепсису рококо, ставит перед собой строго моральные цели. Грёз был наиболее выдающимся художником, приверженным этой идее.

Он художник именно того типа, который был нужен новому зрителю Салонов. Он сознательно становится на путь той самой нравственной реформы искусства, которой требует современное общество. Любая его картина существует одновременно как бы в двух планах: во-первых, это бытовая сцена, во-вторых, это иллюстрация какого-либо морального поучения. Грез и сам подчёркивает такую двойственность, давая своим полотнам названия с почти неизбежными разъясняющими подзаголовками: «Паралитик, за которым ухаживают его дети или Плоды хорошего воспитания», «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания». Морализация начинается с замысла и определяет всю работу художника над картиной: композиция, типы персонажей, их поведение и жестикуляция, даже третье степенные детали, заметные только при самом пристальном изучении полотна, - всё это должно раскрывать смысл нравоучения.

Уже в ранних произведениях греза критика отмечала правдивость и верность натуре, связывая это сначала с близостью к Рембрандту, а затем приписывая заслугу самому Грёзу; с современных позиций это может показаться парадоксальным. Однако тема правдивости возникает в критике, чтобы стать основной на протяжении почти четверти века. Ту же верность натуре отмечали в « Девушке, оплакивающей свою мёртвую птичку» (1765), целый ряд авторов был единодушен в этом мнении.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Виды первобытного искусства
Потребность в искусстве существовала на уровне необходимости, формируя человека из предчеловека. На заре своего становления искусство явилось одним из средств гармонизации человека и мира. Оно оказалось способным художественно изобразить ...

Экспрессионизм
В начале XX в. в Германии возникло движение против академизма, господствовавшего в живописи. Его инициаторами были студенты архитекторы Э. Кирхнер, Ф. Брейль, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф и др., объединившиеся в 1905 г. в Дрездене в групп ...

Особенности первобытного искусства
Переход человека к новому образу жизни и иным, чем прежде, отношениям с окружающей природой происходил одновременно с формированием другого восприятия мира. Конечно, и в пору нового каменного века, как и прежде, не было науки, учёных, фил ...