Социальные и политические предпосылки утверждения сентиментальной драмы в культуре второй половины XVIII в

Информация » Предпосылки возникновения сентиментализма в России во второй половине XVIII века » Социальные и политические предпосылки утверждения сентиментальной драмы в культуре второй половины XVIII в

Страница 2

Представители сентиментализма выступили против эстетики классицизма, рационализма ранних просветителей, они способствовали становлению просветительского реализма. Борясь с рациональными канонами и нормами, сентименталисты создали культ чувства и воображения. Сентиментализм значительно расширил рамки драматургии показом частной жизни человека, разработкой семейных сюжетов, любовных изображений природы, стремление максимально приблизить драму и театр к жизни третьего сословия.

В пьесах изображаются чувствительные ситуации, строго размеренный стих сменяется прозой, передаёт оттенки живой разговорной речи. Вместо условных неизменных классицистских декораций (дворцовые залы в трагедии, безликие статичные интерьеры в комедии), появляются сельские виды, уединённые хижины.

Общественное содержание сентиментализма неоднородно. Наряду с демократическим искусством, направленным против существующей действительности, утверждение нового героя – защитника интересов третьего сословия было тенденцией к идеализации примирения социальных противоречий.

Наиболее полное выражение сентиментализм получил во Франции, стоявшей на пороге буржуазной революции конца XVIII в. Элементы сентиментализма проявились уже в «слёзных комедиях» П. Лашоссе. Глава французских идей сентиментализма – Ж.Ж. Руссо – родоначальник «руссоизма», выразитель наиболее радикальных устремлений третьего сословия. Театрально-эстетические взгляды Руссо неотделимы от его враждебного отношения к феодальной цивилизации. Театральная теория Руссо была развита и во многом дополнена Л. С. Мерсье, создавшем на современном и историческом материале яркие образцы социальной драмы, проникнутые чувствительностью («Дезертир», 1771; «Неимущий», «Жан Анньюе»,1772). Элементы сентиментального направления заметны в драматургии П. Бомарше, а также в мелодрамах революционных лет.

В феодальной Германии сентиментализм был проникнут против сословных слоёв. Незрелость бюргерства обусловила неопределённость положительных идеалов немецких сентименталистов, трагическое разрешение конфликта между могучей личностью, рвущейся к свободе и убогой действительностью. Особенно ярко новое течение проявилось в деятельности драматургов Ф. М. Клингера («Близнецы»,1776; «Буря и натиск»,1777), Я.Ленца («Солдаты»,1776; «Гувернёр»,1778). Манифестом немецкого театрального сентиментализма стал трактат Ленца «Замечания о театре», написанный под влиянием трактата Мерсье.

Отказ от рационалистического метода, от классицизма, дал возможность актёрам 2-оё половины углубленно раскрывать мир героев, вносить динамику в развитие образа, передавать интонации живой взволнованной речи. Всё это способствовало утверждению сентиментальных тенденций и в различной степени проявилось в деятельности выдающихся актёров этого времени. Д. Гарик возродил на английской сцене Шекспира, эмоционально насыщенно воплотил образы его драматургии. Ф. Шрёдер обратился к драматургии «Бури и натиска» и Шекспиру, осуществил репертуарную реформу немецкого театра. Влияние сентиментализма испытало даже искусство французских актёров, тесно связанное с поэтикой классицизма.

В России развитие сентиментализма в конце XVIII – начале XIX в. было тесно связано с ростом антифеодальных настроений. В русской сентименталистской драматургии получили выражение антикрепостнические мотивы, тема, обличающая городскую цивилизацию, любовное изображение сельской жизни, противопоставление богатства и нищеты.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

И. Крамской
Иван Николаевич Крамской (1837— 1887), возглавивший «бунт 14», а впоследствии ставший главой «Товарищества передвижных выставок», был не только значительным художником, но и человеком выдающихся организаторских способностей, глубоким и пр ...

Фестиваль как особая художественная форма
Ни в одном из энциклопедических изданий или монографических исследований в области исполнительских искусств нет развернутого определения фестиваля как организационно-художественной формы театральной или музыкальной деятельности. Единствен ...

Две стороны одной культуры
Говоря о полезности или не полезности культуры, необходимо учитывать разные стороны вопроса: можно, к примеру, говорить о том, как прекрасна культура сама по себе, а можно сурово изобличать искушения культуропоклонства. Все искусства со ...