Социальные и политические предпосылки утверждения сентиментальной драмы в культуре второй половины XVIII в

Информация » Предпосылки возникновения сентиментализма в России во второй половине XVIII века » Социальные и политические предпосылки утверждения сентиментальной драмы в культуре второй половины XVIII в

Страница 2

Представители сентиментализма выступили против эстетики классицизма, рационализма ранних просветителей, они способствовали становлению просветительского реализма. Борясь с рациональными канонами и нормами, сентименталисты создали культ чувства и воображения. Сентиментализм значительно расширил рамки драматургии показом частной жизни человека, разработкой семейных сюжетов, любовных изображений природы, стремление максимально приблизить драму и театр к жизни третьего сословия.

В пьесах изображаются чувствительные ситуации, строго размеренный стих сменяется прозой, передаёт оттенки живой разговорной речи. Вместо условных неизменных классицистских декораций (дворцовые залы в трагедии, безликие статичные интерьеры в комедии), появляются сельские виды, уединённые хижины.

Общественное содержание сентиментализма неоднородно. Наряду с демократическим искусством, направленным против существующей действительности, утверждение нового героя – защитника интересов третьего сословия было тенденцией к идеализации примирения социальных противоречий.

Наиболее полное выражение сентиментализм получил во Франции, стоявшей на пороге буржуазной революции конца XVIII в. Элементы сентиментализма проявились уже в «слёзных комедиях» П. Лашоссе. Глава французских идей сентиментализма – Ж.Ж. Руссо – родоначальник «руссоизма», выразитель наиболее радикальных устремлений третьего сословия. Театрально-эстетические взгляды Руссо неотделимы от его враждебного отношения к феодальной цивилизации. Театральная теория Руссо была развита и во многом дополнена Л. С. Мерсье, создавшем на современном и историческом материале яркие образцы социальной драмы, проникнутые чувствительностью («Дезертир», 1771; «Неимущий», «Жан Анньюе»,1772). Элементы сентиментального направления заметны в драматургии П. Бомарше, а также в мелодрамах революционных лет.

В феодальной Германии сентиментализм был проникнут против сословных слоёв. Незрелость бюргерства обусловила неопределённость положительных идеалов немецких сентименталистов, трагическое разрешение конфликта между могучей личностью, рвущейся к свободе и убогой действительностью. Особенно ярко новое течение проявилось в деятельности драматургов Ф. М. Клингера («Близнецы»,1776; «Буря и натиск»,1777), Я.Ленца («Солдаты»,1776; «Гувернёр»,1778). Манифестом немецкого театрального сентиментализма стал трактат Ленца «Замечания о театре», написанный под влиянием трактата Мерсье.

Отказ от рационалистического метода, от классицизма, дал возможность актёрам 2-оё половины углубленно раскрывать мир героев, вносить динамику в развитие образа, передавать интонации живой взволнованной речи. Всё это способствовало утверждению сентиментальных тенденций и в различной степени проявилось в деятельности выдающихся актёров этого времени. Д. Гарик возродил на английской сцене Шекспира, эмоционально насыщенно воплотил образы его драматургии. Ф. Шрёдер обратился к драматургии «Бури и натиска» и Шекспиру, осуществил репертуарную реформу немецкого театра. Влияние сентиментализма испытало даже искусство французских актёров, тесно связанное с поэтикой классицизма.

В России развитие сентиментализма в конце XVIII – начале XIX в. было тесно связано с ростом антифеодальных настроений. В русской сентименталистской драматургии получили выражение антикрепостнические мотивы, тема, обличающая городскую цивилизацию, любовное изображение сельской жизни, противопоставление богатства и нищеты.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Психология героев
В четырёх апостолах также видеться воплощение основных чётырех темпераментов – холерического, меланхолического, сангвинического и флегматического. Действительно, Дюрер стремился создать разные типы людей, с их способностью к активному жиз ...

Основные виды плетения
Петь несколько наиболее распространенных видов плетения мебели. Даем описание этих плетений. Простое плетение. Простым называется вид плетения, при котором вплетают одиночные прутья через одну стойку (рис. 42) в виде непрерывной ленты, н ...

Фонд промышленных образцов. История его возникновения
Процесс формирования фондов музея обусловливается общественным строем страны, идеологией, развитием науки, культуры. Для решения стоящих перед музеем задач важно, чтобы фонды удовлетворяли ряду условий. Во-первых, содержание фондов долж ...