Предпосылки и причины возникновения ислама

Информация » Предпосылки и причины возникновения ислама

Страница 1

Когда мы говорим об арабском Востоке, на память приходят сказки “Тысячи и одной ночи” со всеми их чудесами, многослойными превращениями, джиннами, ифритами, красотами и страстями, вспоминается нежная и безнадежная любовь Лейли и Меджнуна, мудрая и лукавая поэзия. Действительно, все это существовало на Востоке и существует до сих пор, но арабский Восток не исчерпывается только красотами, он вобрал в себя и великую мудрость, и великую жестокость, объединил множество различных, первоначально враждебных друг другу племен, соединил множество племенных религий в одну из мировых религий — ислам.

Множество соединившихся случайно племен образовали к востоку от Индии два крупных государства — Бактрию и Парфию. Бактрия — страна тысячи городов — сложилась примерно в III веке до н. э. На ее территории после завоевания Александра Македонского осела сопровожавшая его в походах знать, но проходили годы, греческая часть населения все более конфликтовала с азиатской знатью, и набеги кочевых племен довершили процесс падения Бактрии. Поэтому она уже через столетие распалась на мелкие княжества, которые часто возглавляли вожди воинственных кочевых племен. Одно из таких племен основало Кушанское царство, тоже оказавшееся кратковременным. От этого царства сохранилось лишь буддийское в своей основе искусство Гандхары (по древнему названию области на северо-западе Пакистана), оставившее мировой культуре многочисленные рельефы и статуи и повлиявшее на развитие средневекового искусства Средней, Центральной и Восточной Азии.

Дольше остальных продержалось Парфянское царство (250 до н. э.— 224 н. э.), которое создал предводитель одного из иранских племен — Аршак. Однако это чрезвычайно воинственное государство, в период своего расцвета (I век) занимавшее территорию от Двуречья до реки Инд, не имело продуктивной государственной основы, прочной экономики, правовой и политической системы, и в результате центробежных процессов случайно объединившиеся племена разорвали свой союз. Кроме того, поселения вчерашних кочевников сильно отличались по укладу и образу жизни от тех городов-полисов, которые еще сохраняли традиции Месопотамии. Но и Месопотамия, которая часто находилась в эпицентре жестоких сражений, была разорена, разграблена различными завоевателями, и это привело Парфию к катастрофе.

На смену Парфии пришли персы, и возникло государство Сасанидов (224—651). “ .Его население, персы, не были, наподобие парфянской знати, вчерашними кочевниками. Напротив, они имели уходившие в глубокую древность культурные традиции, включая и развитую собственную религию, зороастризм, учение о вечном противостоянии сил Света и Добра силам Тьмы и Зла” [52, т. 1, с. 256].

Государство Сасанидов достигло определенных успехов в области материальной культуры, познакомив иранцев со способами выращивания риса и сахарного тростника, с шелководством; были проведены реформы в области управления государством; появилась международная транзитная торговля, проложившая караванный путь из Византии в Китай через территорию Персии, что было гораздо ближе. Но к VII веку внутренние распри ослабили Персию, и она подпала под власть арабов, принявших к этому времени ислам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Исторические стадии развития первобытной культуры
Большая часть истории человечества приходится на период первобытности, который длился много сотен тысяч лет. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на: каменный, медный, бронзовый и ...

Духовные ценности и знание
Духовные ценности – сложный и более развитый продукт духовной культуры, который, кроме функций обычаев и норм, включает в себя интерес и потребность, долг и идеал, побуждение и мотивацию. Ценность, как наиболее сложный регулятив поведения ...

Постскриптум
А все же, – «так ли страшна рок-культура, как ее малюют»? Отвечая в заключение на этот вопрос, можно сказать следующее. Нет, рок-культура не так страшна. Точнее – страшна не так. Во-первых, рок-культура гораздо страшнее, а во-вторых, стра ...