Предпосылки и причины возникновения ислама

Информация » Предпосылки и причины возникновения ислама

Страница 5

Атрибутами мусульманского вероучения являются вера в святость Корана, рай и ад, в бессмертие души. Одна из важнейших сторон ислама — догмат о предопределении, согласно которому все в мире зависит от воли Аллаха: все бывшие и будущие события, предначертанные им еще в начале творения.

Непременным объектом веры мусульман являются пророки, посланцы Аллаха, призванные проповедовать новую религию людям и следить за соблюдением ее заветов. Они — выше ангелов, потому что, имея земное, а не небесное происхождение, боролись с собственной природой, побеждая искушения. Исламские теологи не сходятся в вопросе о количестве пророков, но считается, что только сто из них дали людям книги божественных откровений. Имена главных пророков, стоящих ниже Мухаммеда — “печати пророков”, представляют собой модификации библейских имен: Адам, Ной (Нух), Иисус (Иса), Моисей (Муса), Авраам (Ибрахим). Второстепенными пророками считаются Давид, Иаков, Иосиф, Иов и другие.

Ислам, как любая религия, налагает на верующих определенные обязанности. Есть лишь некоторая разница в самом духе этих обязанностей по сравнению с другими мировыми религиями. Так, буддизм предполагает, что исполнение его заповедей, соблюдение установленных ритуалов — внутреннее, почти интимное дело верующего, часть избранного им самим пути к освобождению, пути, за который он не должен ни перед кем “отчитываться”, и никто другой не может взыскивать с верующего за соблюдение ритуалов. В христианстве определенное равновесие между внутренними установками верующего и его “отчетом” земным представителям Бога осуществляется в регулярном и добровольном покаянии. В исламе же обязанности верующего закреплены по образцу закона, нарушить который мусульманин не имеет права. Его ритуалы публичны, подвержены контролю со стороны других верующих, считающих своим долгом блюсти чистоту своих рядов. Поэтому каждый правоверный должен непременно вслух повторять свой главный символ веры. Он звучит так: "Ля илляха илль Аллаху ва Му-хаммадун расулю-л-лахи" — это шахада, т. е. “свидетельство” (“Нет бога, кроме Аллаха .”). “Троекратное произнесение шахады перед духовным лицом составляет ритуал обращения в ислам. Шахада входит во многие молитвы, в азан — призыв к молитве .; ее изображение каллиграфическим арабским письмом украшает мусульманские орнаменты” [105, с. 83, 84].

Верующие обязаны пять раз в день, повернувшись лицом к востоку, совершать молитву — намаз с обязательным омовением перед ней. Легенды гласят, что сначала Аллах потребовал от Мухаммеда молиться 50 раз в день, но потом сократил число молитв в десять раз. Призывом к молитве у христиан является колокольный звон, у иудеев — звук трубы, у арабов — пение муэдзина с минарета: “Аллах велик! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха. Вставайте на молитву, идите к спасению. Молитва полезней сна”. Последняя фраза произносится только утром. (В настоящее время муэдзина заменила магнитофонная запись, поэтому в минарете даже перестали делать лестницы. Кроме того, призыв к намазу в мусульманских странах передается по радио и телевидению) [там же, с. 86]. Молитва мусульманина, в отличие от христианской и иудейской, не содержит никакой просьбы — это только прославление Аллаха. Пятница для мусульман — то же, что воскресенье для христиан и суббота для иудеев — день общей молитвы, день хождения в мечеть, куда, впрочем, допускаются в основном мужчины.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Фестиваль как особая художественная форма
Ни в одном из энциклопедических изданий или монографических исследований в области исполнительских искусств нет развернутого определения фестиваля как организационно-художественной формы театральной или музыкальной деятельности. Единствен ...

История развития музейного дела на Руси и в мире
Импульс к развитию музейного дела появляется с первым опытом в коллекционировании - когда предметы - подлинники, взятые из природы и естественной жизни, сохраняются не для утилитарных хозяйственных целей или как материальные ценности, а к ...

Художественная концепция фестивалей
Художественную концепцию имеет каждый фестиваль. Она представляет собой не сумму неких абстрактных эстетических, социальных, экономических установок, а модель устойчивой, систематически направленной практической репертуарной политики и ор ...