Общедоступность библиотечного обслуживания

Информация » Принципы библиотечного дела » Общедоступность библиотечного обслуживания

Страница 5

Российская Федерация – многонациональная страна, и в связи с этим большое значение приобретает деятельность библиотек как элементов развития национальной культуры, межнационального общения и взаимодействия и взаимообогащения национальных культур. Для обеспечения кардинального изменения существующего положения с обслуживанием литературой на национальных языках, создания условий свободного развития духовной жизни народов РФ, равных возможностей библиотечного обслуживания для всех национальностей необходимо реализовать комплекс мер, включающих: развитие сети библиотек с учетом национального состава населения обслуживаемых ими регионов; пересмотр нормативов размещения сети библиотек для территорий со специфическим типом расселения национальных групп; подготовку кадров работников библиотек со знанием национального языка обслуживаемого населения; формирование полноценных фондов литературы на национальном языке; применение форм и методов обслуживания населения, вытекающих из уровня культуры, национальных традиций и условий жизни данного народа.

Важное требование принципа общедоступности – обеспечение интеллектуального доступа к информации, т.е. возможность читателя воспринимать и постигать информацию, и таким образом обращаться к интеллектуальным и культурным ценностям общества. Библиотеки занимаются вопросами подготовки читателей к взаимодействию с информационно-библиотечными системами, привитием знаний об общих принципах передачи информации и развитием способностей к их практическому переосмыслению. Эта проблема смыкается с проблемой воспитания информационной культуры, т.е. знания того, как нужно использовать информацию, умение ее анализировать и оценивать.

Качественно новый подход к решению задачи доступности информации связан с внедрением в библиотечное дело современных технических средств. Автоматизация и телекоммуникация позволяют читателю, не выходя за пределы одной библиотеки, узнавать о составе фондов других библиотек, пользоваться их банками данных. Это расширяет возможности библиотек: наряду с обслуживанием собственными фондами у нее появляется не менее нужная читателю обязанность – обеспечить доступ к внешним информационным ресурсам. Так совершается переход к концепции обслуживания, гарантирующего равный доступ к собственным и внешним библиотечным ресурсам. Соответственно меняется и критерий оценки информационного потенциала библиотеки. Он определяется теперь не объемом фонда и системой каталогов, а всей совокупностью имеющихся у библиотеки средств, реализующих доступ к информационным ресурсам в целом – собственным, региона, страны, мира. В современных условиях общедоступность определяется как возможность читателя любой библиотеки получить доступ к документу, хранящемуся в любой другой библиотеки. Современные технические средства предоставляют читателю прежде всего интеллектуальный доступ к информационным ресурсам, находящимся за пределами данной библиотеки, знание об их существовании. Логическим следствием этого знания является потребность ознакомиться с самими документами, физический доступ к ним, который реализуется обычно через МБА. Следовательно, первым обязательным условием общедоступности становятся широта и бесперебойность взаимоиспользования библиотечных фондов, что может быть гарантировано активным участием в МБА библиотек всех систем и ведомств, соответствующим материально-техническим уровнем обеспечения технических процессов, четкостью его юридических основ.

Высокая стоимость новых технических средств, появление коммерческих банков данных в библиотеках обусловили попытки введения платности обслуживания, что, в свою очередь, вызывает отток читателей из библиотек. Введение платности библиотечного обслуживания (членские взносы, плата за обслуживание, за передачу информации и документов и др.) означает, что библиотечное дело будет функционировать в большой степени на коммерческой основе и что устанавливается тесная взаимосвязь между предлагаемыми библиотечно-библиографическими услугами и их стоимостью. Возникают опасения по поводу того, что современные автоматизированные информационно-библиотечные системы и переход на электронные носители информации приведут к возникновению “информационной элиты”, и право граждан на библиотечное обслуживание информацию будет целиком зависеть от их экономического положения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Искусство эпохи Палеолита
Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века. Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитиче ...

Что дало России православное христианство
Россия была искони страною Православного Христианства. Ее творчески ведущее национально-языковое ядро всегда исповедовало Православную Веру. Вот почему дух Православия всегда определял и ныне определяет столь многое и глубокое в строении ...

Православие и государство
Наши предки до Х века были язычниками, но не христианами. Год 988 вошёл в историю русского народа как год крещения Руси. С этого времени Православие стало официально государственной религией на Руси. Во главе государства мог стоять только ...