Общедоступность библиотечного обслуживания

Информация » Принципы библиотечного дела » Общедоступность библиотечного обслуживания

Страница 5

Российская Федерация – многонациональная страна, и в связи с этим большое значение приобретает деятельность библиотек как элементов развития национальной культуры, межнационального общения и взаимодействия и взаимообогащения национальных культур. Для обеспечения кардинального изменения существующего положения с обслуживанием литературой на национальных языках, создания условий свободного развития духовной жизни народов РФ, равных возможностей библиотечного обслуживания для всех национальностей необходимо реализовать комплекс мер, включающих: развитие сети библиотек с учетом национального состава населения обслуживаемых ими регионов; пересмотр нормативов размещения сети библиотек для территорий со специфическим типом расселения национальных групп; подготовку кадров работников библиотек со знанием национального языка обслуживаемого населения; формирование полноценных фондов литературы на национальном языке; применение форм и методов обслуживания населения, вытекающих из уровня культуры, национальных традиций и условий жизни данного народа.

Важное требование принципа общедоступности – обеспечение интеллектуального доступа к информации, т.е. возможность читателя воспринимать и постигать информацию, и таким образом обращаться к интеллектуальным и культурным ценностям общества. Библиотеки занимаются вопросами подготовки читателей к взаимодействию с информационно-библиотечными системами, привитием знаний об общих принципах передачи информации и развитием способностей к их практическому переосмыслению. Эта проблема смыкается с проблемой воспитания информационной культуры, т.е. знания того, как нужно использовать информацию, умение ее анализировать и оценивать.

Качественно новый подход к решению задачи доступности информации связан с внедрением в библиотечное дело современных технических средств. Автоматизация и телекоммуникация позволяют читателю, не выходя за пределы одной библиотеки, узнавать о составе фондов других библиотек, пользоваться их банками данных. Это расширяет возможности библиотек: наряду с обслуживанием собственными фондами у нее появляется не менее нужная читателю обязанность – обеспечить доступ к внешним информационным ресурсам. Так совершается переход к концепции обслуживания, гарантирующего равный доступ к собственным и внешним библиотечным ресурсам. Соответственно меняется и критерий оценки информационного потенциала библиотеки. Он определяется теперь не объемом фонда и системой каталогов, а всей совокупностью имеющихся у библиотеки средств, реализующих доступ к информационным ресурсам в целом – собственным, региона, страны, мира. В современных условиях общедоступность определяется как возможность читателя любой библиотеки получить доступ к документу, хранящемуся в любой другой библиотеки. Современные технические средства предоставляют читателю прежде всего интеллектуальный доступ к информационным ресурсам, находящимся за пределами данной библиотеки, знание об их существовании. Логическим следствием этого знания является потребность ознакомиться с самими документами, физический доступ к ним, который реализуется обычно через МБА. Следовательно, первым обязательным условием общедоступности становятся широта и бесперебойность взаимоиспользования библиотечных фондов, что может быть гарантировано активным участием в МБА библиотек всех систем и ведомств, соответствующим материально-техническим уровнем обеспечения технических процессов, четкостью его юридических основ.

Высокая стоимость новых технических средств, появление коммерческих банков данных в библиотеках обусловили попытки введения платности обслуживания, что, в свою очередь, вызывает отток читателей из библиотек. Введение платности библиотечного обслуживания (членские взносы, плата за обслуживание, за передачу информации и документов и др.) означает, что библиотечное дело будет функционировать в большой степени на коммерческой основе и что устанавливается тесная взаимосвязь между предлагаемыми библиотечно-библиографическими услугами и их стоимостью. Возникают опасения по поводу того, что современные автоматизированные информационно-библиотечные системы и переход на электронные носители информации приведут к возникновению “информационной элиты”, и право граждан на библиотечное обслуживание информацию будет целиком зависеть от их экономического положения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

"Каролингский ренессанс"
"Каролингский ренессанс" - условное наименование эпохи подъема раннесредневековой культуры в империи Карла Великого и королевствах династии Каролингов. "Каролингское возрождение" выразилось в организации новых школ для ...

Заступница земли русской
О браз Богородицы в русском искусстве занимает совершенно особое место. С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа. Одна из первых церквей в Киеве - Десятинная, построенная ...

Какие же это были зеркала
Чаще всего их изготовляли из бронзы и серебра - они хорошо отражали и не заволакивались окисными пленками. А в богатых домах употребляли даже драгоценные зеркала из золота и платины. Древние греки чаще всего делали круглые зеркала с ручк ...